krd-lada.ru

Курсовая работа эпитеты у тютчева. Художественное своеобразие лирики Ф

Двойные эпитеты в языке Тютчева:
диалог через десятилетия

Из «Книги великого гнева»

Пушкин творит, Тютчев растворяет. Вот почему язык Тютчева, в отличие от пушкинского языка, так богат составными словами, новыми, неожиданными эпитетами, которые дают уже не яркие краски, а зыбкие линии и мутные оттенки. Это не декадентство восприятий сквозь напряженное и изнуренное личное, субъективное начало, а созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной правде. Что за слова, что за намеки! «Вот тихоструйно, тиховейно, / Как ветерком занесено, / Дымно-легко, мглисто-лилейно / Вдруг что-то порхнуло в окно». Так описывает Тютчев первый трепет утреннего света, первые веяния того «блистательного покрова» дня, который скроет от глаз глубокие бездны ночного неба. Каждое слово в этих строках есть почти волшебный намек, и, хотя предмет не вычерчивается полностью, он уже чувствуется в своем движении, в своих колебаниях, в своем медленном, чуть заметном росте. В ту минуту, когда он уже весь готов, весь определился, поэт оставляет его...

Из статьи «Вопрос о Тютчеве»

(1923; 1929)

Животворный, миротворный, громокипящий – все это архаистические черты стиля, общие всем одописцам XVIII века, в особенности же Державину. Столь же архаистичны двойные прилагательные. Здесь Тютчев является – через <своего учителя поэта С.> Раича – верным и близким учеником Державина. Ср. у Державина: 1) «вот красно-розово вино!», «на сребро-розовых конях»; 2) «священно-вдохновенна дева», «цветоблаговонна Флора» и др.

<...> Тютчев еще усовершенствовал этот прием, не только сливая близкие слова, но соединяя слова, как бы безразличные по отношению друг к другу, логически не связанные, а то и слова, противоречащие друг другу:

    Длань незримо-роковая...

    Опально-мировое племя...

    От жизни мирно-боевой...

    С того блаженно-рокового дня...

Он связывает их и по звуковому принципу:

    На веждах, томно-озаренных...

    Пророчески-прощальный глас...

    Что-то радостно-родное...

    В те дни кроваво-роковые...

Все эти особенности подчеркнуты в замечательной строке:

Дымно-легко, мглисто-лилейно...

Необычайно сильно действует это соединение на смысл слов, тесно сплетающихся между собою, дающих неожиданные оттенки.

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение . Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя» , «мы были в красе» , «мы с вами летим» ).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах : грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ). Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек - кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето» , «легкое племя» , олицетворения «цветем» , «блестим» . Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса , усиленного эмоционально окрашенным словом «даром» , выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» . Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры» , «докучливых ветвей» ). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса : риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

2 Функционально-семантическая нагрузка образных средств (метафор, эпитетов) в стихотворных текстах.

2.1 Закономерности использования метафоры.

Поэзия - это метафора. Метафора лежит в основании поэзии и ее поэтическая функция хорошо изучена. В эстетике метафору рассматривали только как чарующую вспышку, вдруг озарившую своим светом прекрасное. В поэзии метафора на основе частичного сходства двух объектов делает ложное утверждение об их полном тождестве. И именно это преувеличение придает ей поэтическую силу. Красота метафоры начинает сиять тогда, когда кончается ее истинность. Но и наоборот, не может существовать поэтической метафоры, которая бы не открывала реальной общности.

Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового - не религиозного, а философско-идеалистического миропонимания, не связанного с образами и сюжетами христианской мифологии. Он отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев всецело посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Тютчевское понимание жизни вызывало настроения глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. Вместе с тем лирика Тютчева полна романтической значительности, отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы; в этом - сильная сторона его творчества. Поэзия Тютчева получила высокую оценку современников и сохранила идейно-эстетическое значение до нашего времени .

Все художественное наследие Тютчева – лирика. В небольшом лирическом стихотворении он нашел форму, в которой смог выразить свой мир с наибольшей полнотой. В течение всей жизни он писал по существу об одном: о природе и человеке в соотношении с природой, и можно с достаточным основанием считать, что все творчество Тютчева представляет собой единый текст.

Главное достоинство стихотворений заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях. Каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее.

Прежде всего, бросается в глаза при знакомстве с нашим поэтом созвучие его вдохновения с жизнью природы,– совершенное воспроизведение им физических явлений как состояний и действий живой души. Конечно, все действительные поэты и художники чувствуют жизнь природы и представляют ее в одушевленных образах; но преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал,– ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину. Эта вера и это понимание стали редки в новое время.

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный прием сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев в русской поэзии, в русской литературе не только предвосхищал, он также и наследовал многое. Связи его с русской поэтической традицией часто заходят далеко в глубь времени - он связан с Державиным как поэт возвышенного стиля, отдавшийся большим философским темам. При этом происходит характерная перемена. Тютчев вернул поэтической мысли ее красоту, лиризм и художественность, изменил с этой целью весь ритмический, метафорический и жанровый строй русского стиха, счастливо избежал штампов и отработанных формул элегической школы романтизма. Он нашел для нового содержания новые формы. Тютчевской лирике присущи краткость, внутренняя свобода и энергия сжатой поэтической мысли, смелые, неожиданные метафоры .

Всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый его образно - эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.
Существует ряд общих закономерностей метафоризации значения признаковых слов, которые Тютчев использует в своих поэтических текстах.

Во-первых, мы можем обнаружить такие метафоры, в которых физический признак предмета переносится на человека и способствует выделению и обозначению психических свойств личности. Этот тип метафоры называется синестезией. Здесь происходит перенос чувственных и сенсорных признаков. Причем у Тютчева нередки частичные переносы (и сердцу стало так тепло ).

Во-вторых, в исследуемых текстах очень часты метафоры, в которых атрибут предмета преобразуется в атрибут абстрактного понятия (легкая мечта, все опалили, выжгли слезы, кровь скудеет в жилах, бывает тяжко на груди ).

В-третьих, Тютчев часто использует метафоры, в которых признак или действие человека (или животного) относится к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям, это так называемый принцип антропоморфизма и зооморфизма: Как жадно мир души ночной // Внимает повести любимой ; хаос шевелится; дышит полдень знойный; благовонья бродят; фонтан поет; любовь легла позором; очарование ушло; полнеба обхватила тень; солнца луч войдет; струится лунное сиянье; ветер воет .

В-четвертых, можно наблюдать такие метафоры, в которых признаки природы и естественных родов переносятся на человека (Толпа, нахлынув, в грязь втоптала… ).

В-пятых, для поэтической речи Тютчева характерна бинарная метафора (метафора - сравнение), объединяющая в генитивные сочетания имена сопоставляемых предметов - объектов (розы ланит, слепота страстей, души болящей исцеленье, сладкий сумрак полусонья, судьбы ужасным приговором, жизнь отреченья, жизнь страданья ). В таких генетивных сочетаниях прослеживаются метафорические эпитеты, которые еще больше усиливают эмоциональную окраску произведения.

Можно заметить, что в лирике Тютчева присутствуют как именные метафоры (розы ланит, жизнь страданья ), так и глагольные (тают облака, катится река, пройдут века, жизнь заговорила ).

У Тютчева распространены развернутые метафоры, которые выполняют текстопорождающую функцию, как, например, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь перенесение свойств живого существа на ветер осуществляется на протяжении всего произведения. У Тютчева ветер и воет, как волк, и говорит и поет, как человек. Поэтическая метафора сквозит из каждой строки: И роешь и взрываешь в нем // Порой неистовые звуки!.. Также в стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь…» в последних двух строфах можно проследить развернутую метафору, природа здесь олицетворена, она «знать не знает о былом», «Поочередно всех своих детей,// Свершающих свой подвиг бесполезный,// Она равно приветствует своей // Всепоглощающей и миротворной бездной» . И когда метафора пронизывает целое стихотворение, она создает не столько олицетворение природы, сколько обнажает ее загадочность. Метафорическое текстообразование можно понимать и буквально, как порождение текста, и иносказательно, как порождение подтекстового слоя.

В стихотворных текстах можно наблюдать и метафоры-загадки, где читатель должен сам силою своего воображения провести аналогию с каким-либо предметом, явлением или лицом: Покров наброшен златотканный // Высокой волею богов (о дне).

Угасающие и стертые метафоры также можно встретить в поэтических текстах: язык сердца, год прошел .

Слову Тютчева присуща беспредельная свобода. Он мастер неожиданных словесных образов. Его метафора готова развернуть свои силы в любом направлении. Поэтическая мысль Тютчева, движимая «мощным духом» и «утонченной жизни цветом», обладает широким диапазоном восприятия мира. Огромный по масштабу поэтический мир Тютчева вмещает в себя многие контрастные и даже полярные восприятия и образы: день и ночь, хаос и мир.

одинаково чуток к обеим сторонам действительности: он знал, конечно, что этот светлый, дневной мир не есть первоначальное, что под ним скрыто совсем другое и страшное. Он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканный покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания. «День» и «ночь», конечно, только видимые символы двух сторон вселенной, которые могут быть обозначены и без метафор. Хотя поэт называет здесь темную основу мироздания «бездной безымянной», но ему сказалось и собственное ее имя, когда он прислушивался к напевам ночной бури. Жизнь и красота в природе – это борьба и торжество света над тьмою, но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила. И для красоты вовсе не нужно, чтобы темная сила была уничтожена в торжестве мировой гармонии: достаточно, чтобы светлое начало овладело ею, подчинило ее себе, до известной степени воплотилось в ней, ограничивая, но не упраздняя ее свободу и противоборство .

В своих лирических шедеврах Тютчев внешне идет не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чувства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности, минутным душевным переживанием.

Поэт видит искрящуюся в полуденных лучах солнца реку и тут же набрасывает небольшой «пейзаж в стихах», как удачно назвал Некрасов его стихотворные картины природы. Но процесс создания стихотворения на этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность «искрящегося виденья» влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и «пейзаж в стихах» приобретает смысл философского иносказания («В небе тают облака...») .

Тютчев тонко воспринимал воздействия воздушной среды. «Воздушные» образы, чаще всего окрашенные в положительные тона, применяются не только к миру природы, но и к душевному миру, к незримым прикосновениям духа, к чувству любви: Лишь по задумчивой Неве // Струится лунное сиянье; Так мило-благодатна, // Воздушна и светла,// Душе моей стократно // Любовь твоя была; Здесь влюбленного поэта // Веет легкая мечта; Так, весь обвеян дуновеньем // Тех лет душевной полноты, // С давно забытым упоеньем // Смотрю на милые черты . Тютчев помещает слова (например, веять, повеять ) в такие словесные сочетания, которые придают этим словам индивидуальное звучание, свою особую лирическую тональность, отличая их от общеязыкового употребления. Тютчевский контекст, всегда значительный по смыслу, преобразует привычные значения слов.

В целом можно говорить о метафоричности поэзии и повышенной ассоциативности в творчестве этого поэта. Метафора Тютчева дает прозрение – она проникает в суть вещей. У Тютчева убеждение в том, что природа есть сущность одухотворенная, гармонически сливается с поэтическим их творчеством, рисующим природу живой. Тютчев искренне верит, более того, он знает, что природа не бездушный слепок, а великая живая цельность .

Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас его стихи. «Он не шутит с музой,- говорит про него Лев Николаевич Толстой,- и все у него строго: и содержание, и форма» .

Изучение стиля Тютчева является важным, прежде всего, для лингвостилистики: встав в один ряд с лучшими русскими поэтами, Тютчев сумел создать своеобразную систему выразительных средств, и ее описание так же необходимо, как описание стилистических систем других писателей и поэтов.

В этой главе мы рассмотрим в первую очередь различные по значению эпитеты, а также обратим внимание на структурную классификацию и частеречную принадлежность эпитетов в стихотворных текстах Тютчева (ссылки на тексты будут ограничены номерами стихотворений, приведенных в «Приложении» к курсовой работе).

Со структурной точки зрения в исследованном материале можно выделить группы простых и сложных эпитетов, а также составные эпитеты. Простые эпитеты выражены однокорневыми именами прилагательнымисмертной груди(1), высокой волею богов(2), сумрачной тени(3),горючей влагою(4), прощальный свет(5), с лазуревых высот(6), по задумчивой Неве(7), лучистая река(8),милые черты(9),призрачные годы(10); сложные эпитеты содержат в себя два корня – покров златотканный(2), мимолетным гостем(4), смех младенчески-живой(4), огнецветной струею(6), миротворной бездной(10); составные эпитеты выражены словосочетаниями – голос глухо жалобный(1 ). При выборке из использованных в работе стихотворных текстов Тютчева в объеме 122 эпитетов группа простых эпитетов составила 99 единиц (81,2%), группа сложных эпитетов составила 13 единиц (10,6%), а составных эпитетов – 10 единиц (8,2%). При этом абсолютное большинство составляют прилагательные – 60,65% (74 единицы) от общего числа однословных эпитетов. Вторая по количеству группа однословных эпитетов – эпитеты-наречия в количестве 20 единиц (8,7% от общего числа однословных эпитетов). Как правило, они мотивированы качественными или относительными прилагательными: сетуешь безумно(1),жадно внимает (1), убийственно любим (4), суеверней любим(5),раскинувшись и широко и смело (10). Наряду с прилагательными и наречиями достаточно распространенными являются причастия: заснувших (1), болящей (2), очарованную(3), дремлющие (7), белеющих (8), отжившем(9), всепоглощающей(10) . Они составляют 11,1% от общего числа исследуемых эпитетов. На долю эпитетов-деепричастий (сюда отнесем и деепричастия с зависимыми словами) приходится 2,46%(3 единицы) от общего числа однословных эпитетов: раскинувшись и широко и смело(10) . Еще одна группа однословных эпитетов – эпитеты-существительные - они составляют 2,46% от общего числа однословных эпитетов(3 единицы): кровь рекой лилась(10), жизнь отреченья (4). Последняя группа эпитетов,- представленная в количестве 1 единицы, - это эпитеты-числительные (0,81%): при первой встрече(4) .

Составные эпитеты в исследуемом материале оказались представлены сочетаниями различных частей речи, как самостоятельных, так и служебных: голос глухо жалобный(1),поздней осени порою(9), в вечном строе(8), как бы живой(7), эти сочетания (10 единиц) составляют 8,2% от общего числа эпитетов.

эпитеты и олицетворение в стихотворении тютчева весенние воды

  • Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят…

    Они гласят во все концы:

    Весна идет, весна идет!

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!

    Весна идет, весна идет!

    1И тихих, теплых, майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней.

    Стихотворение Весенние воды впервые напечатано в журнале Телескоп в 1832 г. Весенние воды — одно из самых известных весенних стихотворений Тютчева, оно вошло в сборники и хрестоматии для детей.

    В СТИХОТВОРЕНИИ СОЗДАНО 2 ОБРАЗА ВЕСНЫ. В первых двух строфах- образ ранней весны. Торжество наступающего пробуждения передано в предложении: Весна идет, весна идет! . Первое четверостишие построено на глаголах интенсивного действия, из повтор, усиливающийся союзом И, создает ощущение быстрого движения. Динамичность стихотворения усиливается четырехстопным ямбом. Образ весны в пору ее расцвета создан в последнем четверостишии.

    — олицетворение (вода гонцы, они гласят, весна как живая, хоровод дни)

    — метафора (сонный брег, весной шумят)

    — сравнение (воды как гонцы)

    — эпитеты (тихих, теплых, майских дней, Румяный светлый хоровод, молодой весны).

    Поэту удается создать впечатление бегущих ручьев

    — с помощью повторов (Весна идет, весна идет! Бегут и будят, бегут и блещут)

    — интонации (нарастание интонации в конце строк, много восклицательных знаков)

    — глаголов (белеет, шумят, бегут и будя, бегут и блещут и т. д.)

    Мне понравилось данное стихотворение, так как оно создает настроение радости и нарастающей теплоты

  • кпупкупкуц
  • Природа — это основная стихия творчества Ф. И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н. А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

    Стихотворения Фдора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. Зима недаром злится… похоже на игру, оно более бодрое. Весенние воды более задумчивое, нежное.

    Весна это образ праздничный, молодой, нежный и радостный.

    Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед! »

  • Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов).
  • Загрузка...