krd-lada.ru

По типу элементов объема понятия делятся на. Московский государственный университет печати

ТЕМА 2 . П О Н Я Т И Е

Основные вопросы : Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Неопределенные понятия. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий, определение понятий, деление и классификация понятий.

Ключевые термины и понятия

ПОНЯТИЕ – это форма мышления (мысль), в которой обобщаются и выделяются предметы по их существенным признакам. Например, мысль, выраженная словосочетанием «предусмотренное криминальным законом об щ ественно опасное деяние», является понятием, поскольку она позволяет мысленно собрать в один класс все деяния (действия или бездействия), обладающие признаками «быть социально опасным» и «быть предусмотренным криминальным законом», и тем самым отличить их от всех иных деяний, не обладающих данными признаками. Эта мысль может быть соединена с термином (именем) «преступление», закреплена в этом термине, и тогда она указывает на наше понимание этого термина и является понятием преступления.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ – это совокупность существенных признаков предметов, в соответствии с которыми предметы обобщаются и выделяются в мысленные классы. Простые признаки, входящие в содержание понятия, соединяются, как правило, при помощи союзов «и» и «или». Соединение простых признаков при помощи союза «и» означает одновременную присущность простых признаков всем предметам, составляющим объём данного понятия. Соединение простых признаков при помощи союза «или» означает, что каждый из этих признаков не обязательно присущ каждому предмету, входящему в объем понятия, а может быть присущ только части таких предметов.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – это множество (класс) предметов, которые обобщаются в понятии и которым присущи признаки, составляющие содержание понятия. Элемент объема – отдельный предмет из объема понятия, обладающий признаками, включенными в содержание данного понятия, иными словами, каждый предмет, к которому можно отнести имя, выражающее это понятие . Часть объема (или множество, подкласс) – это совокупность таких элементов объема, которые обладают каким-то специфическим (т.е. несущественным) признаком, не входящим в содержание понятия и отличающим их от остальных элементов. Часть можно выделить в каждом объеме, содержащем более одного элемента. Например, в объеме понятия «преступление» можно указать такую часть, как «умышленное преступление»,

или другую часть – «умышленное убийство». Добавление к содержанию понятия нового признака, присущего лишь некоторым обобщенным в понятии предметам, выделяет часть объема. Если же добавленный признак присущ всем элементам объема, то он не выделяет часть объема. Например, добавив к содержанию понятия «преступление» признак «быть умышленным или неосторожным», мы не укажем никакой части объема, так как данный признак присущ всем преступлениям, т.е. любое преступление или умышленное, или неосторожное.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ – увеличение содержания некоторого понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и, наоборот, увеличение объема понятия ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.

ВИДЫ ПОНЯТИЙ – это подмножества понятий, которые выделяются в соответствии с основными логическими характеристиками понятия – объемом и содержанием. По объему понятия делятся на пустые и непустые (единичные и общие) ; по типу элементов, входящих в объем, понятия делятся на конкретные и абстрактные , собирательные и несобирательные ; по характеру признаков, входящих в содержание, понятия делятся на положительные и отрицательные , относительные и безотносительные.

ПУСТОЕ (С НУЛЕВЫМ ОБЪЕМОМ, МНИМОЕ) ПОНЯТИЕ – это понятие, в объеме которого нет ни одного элемента («идеальный газ», «кентавр», «вечный двигатель», «бездетный отец» , «холодный огонь», «экономический кризис, повышающий благосостояние гра ж дан» ).

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – содержит в своем объеме ровно один элемент («город Киев», «Солнце», «Земля», « Е вропейская валютная едница», «автор картины „Черный квадрат”»).

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – объем этого понятия содержит более чем один элемент («писатель», «суд», «свидетель», «картина художника П.Пикассо»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими . Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется (хотя бы в принципе). Например, «древнегреческий философ», «планета Солнечной системы», «стихотворение С.Есенина», «поэма Т.Г.Шевченко», «статья УК Украины, принятого в 2001 г.», «участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «древнеримский поэт». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общ и е поняти я , относящ и еся к неопределенному числу элементов, называ ю тся нерегистрирующим и . Например, «человек», «художник», «писатель», «юрист», «дилер», «вексель», «указ», «преступление», «картина», «фреска». Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, элементами объема которого являются предметы или некоторые классы предметов («государство», «юрист», «приговор», «международный договор», «металл», ценная бумага»).

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения предметов («смелость», «дружба», «компетентность», «справедливость», «невнимательность»).

СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, элементами объема которого являются множества однородных предметов, мыслимых как единое целое («библиотека», «созвездие», «прокуратура», «букет роз»). Собирательные понятия могут быть общими («библиотека», «коллектив», «оркестр», «хор», «роща», «созвездие») или единичными («созвездие Ориона», «военный блок НАТО», «коллектив нашего университета»).

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства, отношения, к каждому из которых относится данное понятие («человек», «справедливость», «прокурор», «звезда»).

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, в содержании которого отражено наличие признака у предмета («столичный город», «родственник»).

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержании которого отражено отсутствие признака у предмета («человек, не знающий логики», «некомпетентность»).

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержании которого имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету («брат», «студент, сдавший все экзамены сессии», «отец Сократа», «столица Украины»). Среди относительных понятий можно выделить пары понятий, которые называются соотносительными . К их числу принадлежат понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например, «дети» – «родители», «учитель» – «ученик», «спрос» – «предложение», «начальник» – «подчиненный», «студент» – «преподаватель», «причина» – «следствие», «часть» – «целое», «покупатель» – «продавец». «получение взятки» – «дача взятки», «расход» – «доход».

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержание которого включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе, вне зависимости от другого предмета («общественный прогресс», «зеленая трава», «преступное де яние »).

Логическая характеристика понятия – это определение того, к какому из вышеперечисленных видов относится рассматриваемое понятие. Например, понятие «студент педуниверситета» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «юрист» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Понятие «современная столица Украины» – единичное, конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «рассеянная невнимательность» – общее (нерегистрирующее), абстрактное, несобирательное , отрицательное, безотносительное.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: 1) здание и 2) собрание интересных предметов. В первом значении это понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Во втором значении – общее (нерегистрирующее), конкретное , собирательное, положительное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Определенное понятие – понятие, имеющее ясное содержание и резкий объем. Иными словами, – это понятие, относительно которого можно точно указать совокупность существенных признаков, составляющих его содержание, а также точно установить границу между теми предметами, которые включаются в его объем, и теми, которые не принадлежат к его объему («человек», «европейское государство», «молекула», «основатель логики», «мастер спорта», «фреска», «планета Земля», «доктор философских наук», «столица государства», «имя существительное», «доцент», «опера», « созвездие Большая Медведица», «симфоническая музыка», «облигация», «кража», «арбитражный суд», «односторонняя сделка», «юрист», «преподаватель философии», «мастер спорта», «учебник по логике»).

Неопределенное понятие – понятие, которое имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то невозможно точно указать существенные отличительные признаки тех предметов, которые им выражены; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности установить точную границу между предметами, входящими в объем данного понятия, и теми, которые не принадлежат его объему («известный писатель», «хороший спортсмен», «ударный труд», «скучная лекция», «любовь», «интеллигентность», «порядочность», «хороший фильм», «высокий человек», «яркая звезда», «престижное учебное заведение», «высокие горы», «красивый пейзаж», «талантливый художник», «высокая зарплата», «молодой», «старый», «недостойный поступок», «умный человек», «модная одежда»). Возникновение и существование неопределенных понятий обусловлено тем, что : 1 ) многие предметы, свойства и явления окружающего мира многогранны и сложны; 2 ) все существующее в мире постоянно меняется; 3 ) сами люди зачастую по-разному оценивают одни и те же предметы.

Неопределенные понятия довольно широко распространены и играют важную роль в мышлении и языке. Использование этих понятий не создает особых помех в повседневном общении, так как они интуитивно понятны и очевидны. В некоторых областях мышления и языка (например, художественной литературе, публицистических текстах) такие понятия даже необходимы. Однако в научной и некоторых видах практической деятельности (например, юриспруденция или дипломатия) неопределенные понятия могут привести к различного рода трудностям, создать основу для разночтений и неверных решений.

Для устранения неопределенности там, где это возможно, в содержание неопределенных понятий вводятся дополнительные признаки, в результате содержание становится ясным, а объем – резким. Например: «Молодой семьей будем называть семью, если супругам не более 30 лет», « Н есовершеннолетние – это молодые люди, не достигшие 16-летнего возраста». Однако проясняющий признак для содержания неопределенного понятия, как правило, относителен, поэтому процедура превращения неопределенного понятия в определенное является условной и искусственной. Неопределенные понятия по своей сути остаются неопределенными и составляют неотъемлемый компонент мыслительного процесса.

Логические отношения между понятиями устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Рассматривая отношения между понятиями, следует различать понятия несравнимые и сравнимые.

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, не имеющие общих признаков («алиби» – «всемирное тяготение»).

СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, имеющие общие признаки, т.е. имеющие общее родовое понятие («роза» – «ромашка»; «красный» – «зеленый»; «адвокат» – «прокурор»). Сравнимые делятся на совместимые и несовместимые .

СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Различают равнообъемные, подчиненные и пересекающиеся (перекрещивающиеся) понятия.

РАВНООБЪЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, различающиеся по содержанию, но объемы которых полностью совпадают, т.е. все элементы объема одного понятия являются элементами объема второго, и, наоборот, все элементы объема второго понятия есть элементы первого. В них мыслится один и тот же класс каких-либо объектов. («дочь» – «внучка»; «преступление» – «криминально наказуемое деяние»). Другие названия равнообъемных понятий – тождественные, эквивалентные, равнозначные.

ПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых имеют такое отношение, что все элементы одного объема являются элементами второго, но не всякий элемент второго является элементом объема первого («юрист» – «судья»). Иными словами, объем одного из них полностью входит в объем другого, составляя его часть. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим («юрист») ; понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, называется подчиненным («судья»). Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом («юрист») , а подчиненное – видом («судья»). Если в отношении подчинения находится общее и единичное (индивидуальное) понятие, то общее (подчиняющее) называется видом, а единичное (подчиненное) – индивидом («город Украины» – «город Луганск») .

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ (ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ) ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых частично совпадают, т.е. некоторые (но не все) элементы объема одного понятия являются элементами другого и наоборот. Иными словами, объемы пересекающихся понятий имеют общие (совпадающие) и несовпадающие элементы («поэт» – «драматург»; «юрист» – «член парламента»).

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых не имеют общих элементов, т.е. ни один элемент объема одного понятия не является элементом объема другого и наоборот. Различают соподчиненные, противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные) понятия.

СОПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых исключают друг друга, но одновременно каждое из них подчинено новому (родовому) понятию («цветок»: «роза» – «тюльпан»; «право»: «гражданское право» – «криминальное право»).

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ (КОНТРАРНЫЕ) ПОНЯТИЯ – понятия, входящие в объем некоторого родового понятия, и объемы которых не имеют общих элементов. При этом одно из них содержит определенные признаки, а другое понятие эти признаки отрицает, исключает, заменяя несовместимыми с ними. Объемы противоположных понятий в своей сумме составляет лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены («черный» – «белый»; «мудрец» – «глупец»; «судья» – «подсудимый»).

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ (КОНТРАДИКТОРНЫЕ) ПОНЯТИЯ – понятия, являющиеся видами некоторого рода, признаки которых взаимоисключают друг друга, а объемы их в своей сумме исчерпывают объем родового понятия («черный» – «нечерный»; «виновный» – «невиновный»; «справедливость» – «несправедливость»).

Все указанные отношения между понятиями можно изобр а зить с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг с о ответствует объему т о го или иного понятия.

Совместимые понятия

Равнообъемные Подчиненные Пересекающиеся

Понятия понятия понятия

Несовместимые понятия

Соподчиненные Противоположные Противореч а щие

Понятия (контрарные) (контрадикто р ные)

Понятия понятия

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция, посредством которой осуществляется переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Ограничение производится всегда путем увеличения содержания данного понятия (на основе закона обратного отношения). Увеличение содержания может быть осуществлено четырьмя способами:

  1. добавлением к содержанию признаков с помощью союза « и » («студент» – «талантливый студент»);
  2. исключением из содержания признаков, соединенных союзом « или » («талантливый или способный студент» – «талантливый студент»);
  3. заменой в признаке общего имени со словом « некоторые » на единичное имя («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший экзамены по психологии и математике на «отлично»);
  4. заменой в признаке слова « некоторые » на слово « все » («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший все экзамены на «отлично»).

Если ограничение последовательное, многоступенчатое, то оно выражается цепочкой: род – вид – индивид. Пределом ограничения является единичное понятие. Например: «населенный пункт» – «город» – «столица государства» – «столица Украины» – «Киев».

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, при помощи которой происходит переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. При этом содержание понятия уменьшается. Обобщение производится четырьмя способами, обратными тем, что дают ограничения:

  1. отбрасыванием признаков, включенных в содержание понятия при помощи союза « и »;
  2. присоединением признаков союзом « или »;
  3. заменой в признаке единичного имени на общее имя со словом « некоторые »;
  4. заменой слова « все » в таком признаке на слово « некоторые ».

Если обобщение многоступенчатое, то оно может выражаться цепочкой: индивид – вид – род. Пределом обобщения являются категории – наиболее общие понятия. Например: «студент Петров» – «студент» – «человек, который учится» – «человек» – «живое существо» – «организм».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ИЛИ ДЕФИНИЦИЯ) ПОНЯТИЯ – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина. Определением (дефиницией) также называют высказывание, в котором зафиксирован результат этой операции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: «Человек – это разумное существо», «Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ – определение, с помощью которого объясняется значение некоторого термина, его происхождение. Например: «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus – «судебный») означает относящийся к правоведению, правовой»; «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например: «Флора – это видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета, поэтому не раскрывают содержания понятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета, состоящее из двух четко выраженных понятий, – определяемого и определяющего, – между которыми устанавливается отношение тождества, эквивалентности. Основным видом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ БЛИЖАЙШИЙ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ – определение, в котором определяемое понятие сначала подводится под ближайшее родовое понятие, а затем указывается видовое отличие, т.е. признаки, отличающие определяемый предмет как вид этого рода от других видов, входящих в данный род. Например: «Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления»; «Кража есть тайное хищение чужого имущества».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ – определение, в котором в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования или конструирования объекта. Например: «Шар –геометрическое тело, образованное вращением окружности относительно одного из своих диаметров»; «Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – определение, в котором предмет выделяется посредством указания каких-либо операций, позволяющих распознать его среди других предметов. Например: «Атмосферное давление есть характеристика, измеряемая барометром».

ПРАВИЛА ЯВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

1. Определение должно быть соразмерным , т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого. Вышеприведенные примеры соответствуют этому правилу. Ошибки , связанные с нарушением правила соразмерности: а) слишком широкое определение , когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Например: «Человек – это двуногое существо», «Кража – это хищение чужого имущества» (без указания, что оно «тайное »); б) слишком узкое определение , когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например: «Кража – это тайное хищение чужих денег»; «Логика – это наука об умозаключениях».

2. Определение не должно содержать круга , т.е. явного или скрытого вхождения определяемого понятия в состав определяющего (тавтология ). Например: «Бизнесмен – человек, занимающийся бизнесом»; «Неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности»; «Смешное – это то, что вызывает смех».

3. Определение должно быть четким, ясным . Это значит, что в определении не допускается использования неясных и многозначных понятий, метафор, сравнений, аналогий и т.д. Не являются правильными определениями следующие суждения: «Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму»; «Скрипка – это царица оркестра»; «Лень – мать всех пороков».

4. Определение не должно быть отрицательным . Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Например: «Пальма – это дерево, не растущее в холодном климате». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существование бога» – пример правильного определения.

НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – определение, в котором в качестве определяющего понятия выступает контекст (контекстуальное определение ), набор аксиом (аксиоматическое определение ), описание способов построения определяемого объекта (индуктивное определение ), указание на отношение предмета к своей противоположности (определение через отношение к противоположному).

ОСТЕНСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕМОНСТРАЦИЯ) – прием, заменяющий определение, устанавливающий значение термина путем непосредственного показа предмета, обозначаемого этим термином.

ОПИСАНИЕ – прием, состоящий в перечислении внешних черт предмета с целью отличия его от других предметов.

ХАРАКТЕРИСТИКА – прием, состоящий в указании некоторых существенных признаков человека, явления, предмета.

СРАВНЕНИЕ – прием, при помощи которого устанавливается что-либо существенно общее у предметов, о которых идет речь, и у других, сходных с ними предметов.

РАЗЛИЧЕНИЕ – прием, состоящий в указании признака, отличающего один предмет от других, сходных с ним предметов.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, посредством которой объем родового понятия (множество) распределяется на объемы соподчиненных видовых понятий (подмножества) с помощью избранного основания деления. В структуре деления различают делимое понятие , члены деления и основания деления . Родовое понятие, объем которого подвергается операции деления, называется делимым ; соподчиненные видовые понятия, являющиеся результатом деления, называются членами деления ; признак, по которому происходит деление, называется основанием деления . Например: «По процессуальному положению допрашиваемые делятся на свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов». Понятие «допрашиваемый» – делимое понятие; понятия «свидетель», «потерпевший», «подозреваемый», «обвиняемый», «эксперт» – члены деления; основанием деления является процессуальное положение допрашиваемого.

Логическое деление как деление рода на виды следует отличать от физического деления как мысленного расчленения целого на части . Например: «Конституция делится на разделы, главы и статьи».

ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНАКА – деление, основанием которого является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия (см. вышеприведенный пример).

ДЕЛЕНИЕ ДИХОТОМИЧЕСКОЕ – деление, при котором объем данного понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака. Например: «Граждане делятся на совершеннолетних и несовершеннолетних»; «Природа делится на живую и неживую».

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ДЕЛЕНИИ

1. Деление должно быть соразмерным , т.е. сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого понятия; иначе возникают ошибки : а) неполное деление , когда пропущен один (или несколько) членов деления; б) деление с лишними членами , когда объем некоторого члена деления не включается в объем делимого понятия. Например: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы». Здесь лишний член («сплавы»), а сумма объемов понятий «металл» и «неметалл» исчерпывают объем понятия «химический элемент».

2. Деление должно производится по одному основанию . В противном случае возникает ошибка – смешения оснований . Например, если мы разделим население на мужчин, женщин, стариков и детей, то это будет смешение оснований по полу и возрасту.

3. Члены деления должны исключать друг друга . Они могут быть лишь несовместимыми соподчиненными понятиями. Это правило вытекает из предыдущего. Нарушение этого правила влечет ошибки : а) пересечение в делении понятий («преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские»); б) включение в делении понятий («студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»).

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным . В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, а затем от них – к ближайшим подвидам. В противном случае возникает логическая ошибка – скачок в делении . Пример скачкообразного деления. Если понятие «культура» разделить на понятия «наука», «театральное искусство», «литературное творчество», «музыкальное искусство», «кино» …, то возникает скачок в делении, т.к. не назван ближайший к родовому делимому понятию «культура» видовой член деления – «искусство».

КЛАССИФИКАЦИЯ – логическая операция, представляющая собой многоступенчатое, разветвленное деление объема некоторого родового понятия, где каждое выделенное множество элементов имеет свое постоянное место.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ – классификация, которая проводится по несущественным для выделяемых классов признакам.

Литература

  1. Войшвилло Е. К. Логика : учебник для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 528 с. – Гл. 5, 6.
  2. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев / В. Н. Брюшинкин. – М. : Н о вая школа, 1996. – 320 с. – Гл. 4 – 7.

3. Гусев А. Д. Логика: учеб. пособие для вузов / Д. А. Гусев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 272 с. – Гл. 1.

4. Демидов И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов. – М. : Дашков и К 0 , 2004. – 348 с. – Гл. 2.

5 . Ивин А. А. Логика : пособие для учащихся / А. А. Ивин. – М. : Пр о свещение, 1996. – 206 с. – Гл. 3.

6 . Иванов Е. А. Логика : учебник / Е. А. Иванов. – М. : БЕК, 1996. – 309 с. – Разд. 1.

7 . Казаринов М. Ю. Логика : конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб . : изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с. – С. 22 – 30.

УПРАЖНЕНИЯ І - Х IV

І. Укажите простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите их виды; определите вид связи между простыми признаками в содержании понятий:

1. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, сопровождавшееся особой дерзостью или исключительным цинизмом.

2. Иллюстрация – изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи.

3. Афоризм – это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме.

4. Мошенничество - завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

ІІ. Укажите объем, элементы объема и части объема следующих понятий (кавычки опущены):

писатель, юрист, европейское государство, университет, учитель, треугольник, спортсмен, художник, спутник Земли, футбольная команда, ценная бумага, озеро, колледж, прокуратура.

ІІІ. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

естественный спутник Земли, планета Солнечной системы, внеземная цивилизация, соната Бетховена, ананас, кража, племянник, беспорядок, король современной Франции, криминально наказуемое деяние, чемпион Олимпийских игр, прокуратура, смелость, дружба, правительство, физический закон, созвездие.

IV . Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными?

ценная бумага, юрист, кандидат философских наук, престижное учебное заведение, интересная книга, планета Нептун, несовершеннолетний, молодая семья, высокий человек, богач, лысый, металл, млекопитающее животное, ученый, стихийное бедствие, большое здание, хороший спортсмен, ненормальное поведение, отличный спектакль, толстый человек, яркая звезда, скромная пища.

V . Введите в содержание следующих понятий дополнительные признаки и превратите тем самым неопределенные понятия в условно определенные:

молодая семья, выдающийся ученый, особо тяжкое преступление, современная музыка, кража в особо крупном размере, хорошие соседи, высокая зарплата, двоечник, известный писатель, опытный преподаватель, большой стадион, несвежие продукты, крупное военное сражение, толстый человек, редкая удача.

VI. Какие из приведенных примеров отражают отношение рода и вида, а какие выражают отношение части и целого?

1. Учебное заведение, университет.

2. Музыкальное произведение, опера.

3. Норма права, диспозиция.

4. Государственная власть, парламент.

5. Конституция, статья конституции.

VII. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически с помощью кругов Эйлера:

1. Государство, европейское государство, федеративное государство, унитарное государство, Россия, Украина, столица государства, город Киев.

2. Кража, разбой, мошенничество, преступление против собственности, грабеж.

3. Отец, сын, мужчина, внук, дедушка.

4. Глава государства, президент, монарх.

5. Водоплавающее животное; рыба; животное, дышащее жабрами; кит; акула; треска.

6. Планета; астероид; комета; планета Солнечной системы; планета Солнечной системы, имеющая атмосферу; Земля; спутник Земли; Луна.

7. Число; четное число; нечетное число; простое число; число 2; число, делящееся на 4; число, делящееся на 8.

VIII. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

город в Крыму; студент, знающий всех преподавателей; студент, сдавший логику или психологию на «отлично»; педагогический университет.

I X . Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение или ограничение:

1. Киев – столица Украины – столица – главный город государства – город.

2. Юрист – адвокат – адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателей.

3. Время – час – минута – секунда.

4. Квадрат – ромб – параллелограмм – трапеция.

5. Аристотель – древнегреческий философ – философ – мыслитель.

6. Украина – Луганская область – Луганск.

X . Установите вид, состав и правильность следующих определений:

1. Кража – это преступление против собственности, состоящее в тайном хищении чужого имущества.

2. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает «согласие, общее мнение».

3. Автократия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

4. Газета – периодическое издание в виде больших листов бумаги, освещающее события политической жизни.

5. Логика – это наука об умозаключениях.

6. Фреска – живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

7. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

8. Преступление – это общественно опасное деяние.

9. Пальма – дерево, не растущее в холодном климате.

  1. Повторение – это мать учения.
  2. Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму.

XI . Установите, какие приемы, заменяющие определение, использованы в следующих контекстах (описание, характеристика, сравнение, различение , остенсивное определение):

1. «Приближалось утро. Еще одна ночь уходила, еще один день нарождался. В светлеющем, сероватом сумраке постепенно вырисовывалось, как губа оленя в сизом облаке дыхания, бушующее соприкосновение моря с берегом. Море дышало» (Чингиз Айтматов).

2. « Ми йдемо… Шумлять гаї,

Ллються пахощі розкішні,

Щось кричать нам солов’ї,

Щось шепочуть трави пишні» (Олександр Олесь).

3. «Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной , то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к к о торому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет» («Дао дэ цзин», § 29).

4. «На корточках ползали слухи,

Судили, решали, шепча» (С.Есенин).

5. «Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка – точно молодая березка на ветру» (А.Конан Дойл).

6. «Луна хохотала, как клоун» (С.Есенин).

7. «Учитель сказал: «Даже в селении с десятью домами есть люди, подобные мне по преданности [государю] и искренности, но они не могут сравниться со мной в любви к учению» («Лунь юй», 5:27).

8. « Хмарна ніч проплаче аж до ранку дощем рясних невтішних сліз…» (Олександр Олесь).

9. « В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слез» (С.Есенин).

10. «В лодке было трое охотников и с ними мальчик. Двое мужчин, что помоложе и покрепче, гребли в четыре весла. На корме, правя рулем, сидел самый старший из них, степенно посасывая деревянную трубку, – коричневолицый, худой, кадыкастый старик, очень морщинистый – особенно шея, вся изрезанная глубокими складками, и руки были под стать – крупные, шишковатые в суставах, покрытые рубцами и трещинами. Седой уже. Почти белый… А на другом конце каяка, примостившись, как кулик, на самом носу, … с великим трудом удерживал себя на месте… черноглазый мальчик лет одиннадцати – двенадцати» (Ч. Айтматов).

11. «Плачет метель, как цыганская скрипка» (С. Есенин).

12. «…Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами» (В.Набоков).

13. Это — верблюд , и все животные, похожие на него, тоже верблюды.

14. «И березы в белом плачут по лесам» (С.Есенин).

15. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности» (Дао дэ цзин», § 17).

16. «Ветерок веселый робок и застенчив,

По равнине голой катится бубенчик.

Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланный!

Где-то на поляне клен танцует пьяный» (С.Есенин).

17. «Ленность – это отвращение человека от усилий» (К.Д.Ушинский).

18. «Аристотель – величайший мыслитель древности» (К.Маркс).

19. «Филипп… двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника – вот кого он напоминал» (Агата Кристи).

20. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (В.А.Сухомлинский).

21. Цветок гороха напоминает сидящего мотылька.

22. Это – стол , и все предметы, похожие на него, тоже столы.

XII. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких - физическое (мысленное расчленение целого на части):

1. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.

2. Земной шар делится на Западное и Восточное полушария.

3. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.

4. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

5. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков или меланхоликов.

XIII. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций:

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2. Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.

3. Сделки бывают двусторонние, многосторонние и завещания.

4. Предложения бывают распространенные, нераспространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные.

5. Университеты делятся на украинские, зарубежные, американские.

6. Треугольники делятся на прямоугольные, равносторонние, равнобедренные, тупоугольные.

7. Члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.

8. Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.

9. Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройство ввода – вывода.

10. Различают следующие части речи: самостоятельные, служебные и местоимения.

XIV . Постройте классификацию из перечисленных понятий:

католицизм, хинаяна, христианство, ислам, махаяна, протестантизм, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, хариджизм, ламаизм.

По характеру признаков содержания различают следующие виды понятий:
1. Положительные и отрицательные понятия. Положительные – это те понятия, в основном содержании которых встречаются только положительные признаки. В них отражается наличие у предметов каких-либо качеств, свойств и т.д. Например: «преступление – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом». Отрицательными называются такие понятия, в основном содержании которых встречается хотя бы один отрицательный признак. Они характеризуются отсутствием у объектов каких-либо качеств, свойств и т.п. Например, понятие «автократия», в содержании которого есть признак «отсутствие подлинно представительных учреждений», является отрицательным.
2. Абсолютные и относительные понятия. Абсолютные понятия – такие, в основном содержании которых встречаются только признаки-свойства («квадрат – прямоугольный, равносторонний четырехугольник»). Относительные – понятия, в основном содержании которых встречается хотя бы один признак-отношение («должник», «кредитор», «брат»).
По числу элементов объема понятия подразделяются на пустые и непустые. Пустыми называются понятия, объем которых составляет пустое множество, т.е. не содержит ни одного элемента. К ним относят: понятия, имеющие фантастический (мифологический) характер («кентавр», «русалка»); понятия, которые выдвигались в качестве научных или технических понятий, но в ходе развития науки и техники обнаруживалась их несостоятельность («вечный двигатель»); понятия об идеализированных объектах, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «идеальное государство»); понятия о реально несуществующем, но возможном («инопланетяне», «неземная цивилизация»). Непустые – это понятия, объем которых содержит хотя бы один элемент («город», «космическое тело»). Деление понятий на пустые и непустые в известной мере относительно, прежде всего, из-за подвижности границ между существующим и несуществующим. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других, и наоборот.

По характеру элементов объема понятия делятся на следующие виды:
1. Соотносительные и безотносительные понятия. В соотносительных понятиях один объект предполагает существование другого и без него невозможен («родители», «дети», «учитель», «ученик» и т.д.). В безотносительных понятиях мыслится объект, существующий до известной степени самостоятельно, «отдельно» от других («природа», «растение», «животное», «человек» и т.д.).
2. Собирательные и несобирательные (разделительные) понятия. Собирательные – это понятия, элементы объема которых сами составляют множества однородных объектов (например, «толпа», «библиотека»). Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: одна книга еще не библиотека, один человек – не толпа. Разделительными понятиями называются такие, элементы объема которых не представляют собой множеств однородных объектов. Таких понятий большинство (например, «дерево», «человек», «студент», «стул», «логика»). Особенность разделительных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «дерево» - это и вся совокупность деревьев вообще, и каждое конкретное дерево в отдельности – береза, сосна, дуб и т.д.
3. Конкретные и абстрактные понятия. Конкретные – это понятия, элементами объема которых являются предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования («стул», «тень», «музыка», «преступление»). Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «справедливость» (например, общества), «белизна» (например, бумаги), «осторожность» (например, человека).

Знание видов понятий имеет немалую практическую ценность, оно важно для понимания смыслов тех или иных утверждений, а также для обеспечения точности выражения смысла, что является существенным моментом логической культуры мышления.

Понятия можно классифицировать на виды по следующим основаниям:

  • 1) по определенным характеристикам объема;
  • 2) характеру обобщаемых в понятии предметов;
  • 3) характеру признаков, включенных в содержание.
  • 1. По объему понятия делятся на пустые и непустые .

Пустыми (или понятиями с нулевым объемом) называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события). Например, понятия "кентавр", "круглый квадрат" – пустые понятия, так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который бы обладал признаком "быть кентавром", "быть круглым квадратом". Различают фактически и логически пустые понятия.

Фактически пустым является понятие, обозначающее реально несуществующие объекты, т.е. если фактически не существует предмета х с данной характеристикой А(х). Например: "вечный двигатель" и т.п.

Логически пустым называется понятие, логическое содержание которого противоречиво. Например: "общественно неопасное преступление", "пересекающиеся параллельные прямые" и т.п., т.е. если А(х) есть логически противоречивая характеристика предметов х.

Фактически непустые понятия, в свою очередь, подразделяются на общие и единичные.

Общими называются понятия, фактические объемы которых включают два и более однородных предмета (явлений, событий). Например: понятие "город" – общее, так как количество городов, существующих па Земле, больше двух. Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие.

Регистрирующими называют понятия, в которых число мыслимых в нем предметов поддаются учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, "города России", "произведения М. А. Шолохова".

Общее понятие, которое относится к неопределенному числу предметов, называется нерегистрирующим. Например, "шахматист", "человек" и т.п. Так, в понятии "шахматист" мыслятся все шахматисты прошлого, настоящего и будущего.

Единичными называются понятия, фактические объемы которых включают только один предмет (явление, событие). Например, понятие "самый большой город в мире" – единичное, так как свойством "быть самым большим городом в мире" может обладать один-единственный предмет. В процессе познавательной деятельности иногда возникают разногласия при попытке разрешить вопрос, является ли данное понятие общим или единичным в силу характера мыслимых в понятии предметов, например, понятия "вода", "любовь", "движение", "материя".

В подобных случаях необходимо использовать следующее правило: понятие является общим, если в пределах его объема можно выделить некоторые виды предметов. Так, в объеме понятия "любовь" выделяются: "юношеская любовь", "любовь среднего возраста" и т.п.

Еще более просто разрешение разногласия в решении указанного вопроса, когда возможна индивидуализация мыслимых в понятии объектов. Например, понятие "героизм" также общее, так как можно говорить о героизме А. Матросова, Ю. А. Гагарина и т.п.

Среди общих понятий особое место занимают универсальные понятия.

Универсальными называются понятия, объемы которых совпадают с универсумом (родом) данного понятия. Например, в универсуме (роде) квадратов таким понятием будет, например, понятие "квадрат, у которого все стороны равны". Здесь видовое отличие – "равенство всех сторон" – присуще всем квадратам в целом.

Неуниверсальными называют понятия, если их объемы не исчерпывают объемы универсума (рода) данного понятия. Например, "хищник, живущий на суше". В универсуме (роде) хищников данное понятие будет неуниверсальным, так как видовое отличие – "живущий на суше" – присуще не всем видам хищников и не исчерпывает весь объем родового понятия "хищник".

2. По характеру обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и несобирательные.

Собирательным называется понятие, если каждый его элемент сам представляет собой множество однородных предметов. Например, "студенческая группа", "лес", "футбольная команда". Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки студенческой группы (группа студентов, обучающаяся совместно) неприложимы к каждому отдельному члену студенческой группы. Собирательные понятия могут быть общими и единичными. Например, понятие "лес" – общее, а понятие "Брянский лес" – единичное.

Разделительным называется понятие, элементы объема которого представляют собой множество однородных предметов. Например, "человек", "стул", "преступление" и т.п.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смыслах.

Если высказывание относится ко всем предметам класса, взятым в их единстве, и не приложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным.

Если высказывание относится к каждому предмету класса и приложимо ко всем предметам класса, взятым в их единстве, то такое употребление понятия называется разделительным.

Пример .

"Все люди смертны".

Высказывая мысль "Все люди – смертны", мы употребляем понятие "люди" в разделительном смысле, так как данное высказывание относится к каждому человеку. В высказывании "Средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам" – в собирательном смысле, так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.


Различение видов понятий производится по трем основаниям: по объему, по характеру признаков и по характеру предметов, обобщаемых в понятии.

I. По объему понятия делят на пустые (нулевые) и непустые.

а) Пустые понятия имеют в качестве объема пустой класс, т.е. в объеме понятия не содержится ни одного элемента. Пустые понятия могут быть, в свою очередь, логически и фактически пустыми.

Некоторое понятие является логически пустым , если есть логически противоречивая характеристика предметов данного класса. В силу законов логики таковым является любое понятие, в котором указываются противоречивые признаки, например: «животное, которое является и не является членистоногим».

Понятие является фактически пустым , если фактически не существует предметов с данной характеристикой, например, «ворон белого цвета». Особый случай фактической пустоты понятия, когда существование предметов с подобной характеристикой невозможно в силу законов той области действительности, к которой относится это понятие. Например, «вечный двигатель», «растительность на Марсе».

б) Непустые понятия могут быть единичными и общими.

Единичным является понятие, объем которого есть единичный класс. Единичное понятие по своей сути представляет собой, как и всякое другое, некое обобщение.

Общие понятия имеют в качестве объема класс, состоящий более чем из одного предмета. Например, «человек», «растение», «планета».

Однако возникает сложность с понятиями, в которых обобщаются газообразные, жидкие или сыпучие вещества, т.е. объекты, трудно поддающиеся индивидуализации, например, «сметана», «чай», «пар». Аналогичные трудности возникают с понятиями «любовь», «бытие», так называемые абстрактные понятия. В таких случаях используется следующий критерий: понятие является общим, если в пределах его объема могут быть выделены некоторые виды предметов. Например, в объеме понятия «сметана» мы можем выделить: «домашняя сметана», «фабричная сметана »; в объеме понятия «бытие» – «бытие отдельного человека», «общественное бытие»; «любовь» – «вечная любовь», «непостоянная любовь».

Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие:

Общие регистрирующие – понятия, элементы объема которых принципиально поддаются учету, т.е. предметы, к которым отсылает понятие, можно посчитать, их количество конечно. Например, «планеты солнечной системы», «студенты МГУ 2004 г.», «буквы алфавита русского языка». Соответственно все единичные понятия по своей сути регистрирующие, поэтому нет необходимости указывать этот факт при характеристике единичных понятий.

Общие нерегистрирующие – в объеме понятия содержится неопределенное количество элементов, которое либо бесконечно, либо принципиально не может быть посчитано. Например, «человек», «музей», «законы логики». Множество предметов, мыслимых в этих понятиях, не поддается учету, так как нам необходимо было бы подсчитать всех людей, все музеи прошлого и настоящего.

Отдельно также выделяют универсальные понятия.

Универсальным является понятие , объем которого совпадает с областью значений, т.е. с его родом. Предикат не содержит никакой информации относительно предметов рода, и ничего не выделяет в этом роде. Например: «квадрат (род), диагонали которого взаимно перпендикулярны (вид)» – род и вид совпадают; «насекомое, членистоногое и беспозвоночное».

Непустые Логически пустые Фактически пустые Единичные Общие
Регистрирующие Нерегистрирующие

II. По характеру признаков , составляющих видовое отличие мыслимых предметов (по содержанию), понятия бывают: положительными и отрицательными, относительными и безотносительными.

а) Положительными являются те понятия, которые выражают наличие у предметов какого-либо свойства или отношения. Например: «логика» (наука о методах, формах и законах языковой познавательной деятельности), «стол» (утварь домашняя, для поклажи, постановки чего-либо).

б) Отрицательными являются те понятия, если признак указывает на отсутствие какого-либо свойства или отношения. Например: «человек, не знающий логики» , «атеист», «бесконечность».

в) Относительные понятия содержат признак, указывающий на наличие или отсутствие отношения. Однако здесь существенно различают два случая. Первый – когда признак выражает отношение к каким-то предметам, существующим вне самих этих предметов. Например, «причина» (какого-либо явления), «отец Сократа», «европейское государство», «столица Франции», «столица», «студент» (учащийся какого-либо вуза). И второе – когда признак указывает на отношение либо между некоторыми характеристиками предмета, либо между его частями. Например, понятия «плоская замкнутая геометрическая фигура, все точки которой отстоят на одинаковом расстоянии от некоторой одной и той же точки» (окружность), «вещество, имеющее определенную температуру плавления».

г) Понятие безотносительно, если признак указывает на наличие или отсутствие свойства (но не отношения). Например, «жидкость» (вещество, имеющее жидкое состояние); «часы» (прибор, воспроизводящий периодическую последовательность интервалов времени определенной длительности).

Большинство понятий, в которых предметы обобщаются по более или менее существенным признакам, оказываются относительными.

III. По характеру предметов понятия бывают: конкретными – абстрактными, собирательными – несобирательными.

а) Конкретные понятия. Конкретным является понятие, элементы объема которого – вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации таких предметов, множества или системы предметов указанных типов, мыслимые как целое. Например: «человек», «социалистическая революция», «растение», «государственная собственность некоторой страны».

б) Абстрактные понятия. Абстрактные понятия в качестве элементов объема имеют создания мысли, идеальные предметы, те или иные характеристики конкретных предметов, свойства, отношения, отвлеченные от соответствующих предметов и ставшие самостоятельными объектами мысли. Например: «число», «движение».

в) Несобирательными называются понятия, предметы которых представляют собой нечто целое, хотя и состоящее возможно из каких-то различных частей, но мыслимое как нерасчленимое целое. Например, «физическое тело», «человек», «растение».

г) Собирательные понятия. Элементы объема такого понятия, это некоторая совокупность возможно отдельно существующих предметов, или система предметов, мыслимая как целое. Например, «производственная бригада», «народ», «флот», «лес». Отдельные предметы, составляющие совокупности, мыслимые в собирательном понятии, вообще говоря, существуют или могут существовать отдельно или самостоятельно. Но в некоторых отношениях их совокупность выступает как одно целое. Это обусловливает возможность и необходимость в некоторых случаях мыслить совокупность как один предмет.

Иногда говорят, что собирательные понятия могут употребляться в разделительном смысле. Так, как будто употребляется собирательное понятие «данный коллектив» в суждении: «Все члены данного коллектива справились со своим заданием». Однако точнее сказать, что в данном суждении сам предмет, данный коллектив, а не понятие, берется раздельно, хотя бы потому, что члены коллектива являются частями коллектива, но не являются ни частями, ни элементами объема понятия «данный коллектив».

Логическая характеристика понятия. Для того чтобы дать логическую характеристику понятию, необходимо указать все виды, к которым относится это понятие по объему, по характеру признаков (содержанию), по характеру предметов. Например, логическая характеристика понятия «преступление» («нарушение закона, Уголовного кодекса РФ» ): общее, нерегистрирующее, положительное, относительное, конкретное, несобирательное.

А) Виды понятий по объему.

При выделении видов понятий нужно учитывать различные их особенности. Наиболее важными основаниями для деления понятий являются: (1) тип их объема, (2) тип элементов, входящих в их объемы, (3) тип признаков, на основании которых производится обобщение.

По характеру объема понятия делятся на пустые и непустые .

Пустым считается понятие, в объеме которого нет ни одного элемента (например, «человек, являющийся сейчас президентом СССР»)

Непустым считается понятие, в объеме которого есть по крайней мере один элемент (например, «число, являющееся четным»).

Непустые понятия, в свою очередь, делятся на единичные и общие .

Единичным считается понятие, в объеме которого есть ровно один элемент (например, «число, являющееся простым и четным»).

Общим считается понятие, объем которого состоит из более чем одного элемента (например, «человек, являющийся студентом какого-либо ВУЗа»).

Общие понятия также делятся на универсальные и неуниверсальные .

Универсальным считается понятие, объем которого совпадает с универсумом (например, «квадрат, у которого все стороны равны»).

Неуниверсальным считается понятие, объем которого меньше универсума (например, «четырехугольник, у которого все стороны равны»)

В) Виды понятий по типу элементов объема.

По типу элементов объема понятия делятся на

а) конкретные и абстрактные

Конкретным считается понятие, элементами объема которого являются объекты или множества объектов (например, «человек, умеющий играть на скрипке»)

Абстрактным считается понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения (например, «состояние аффекта, вызванное чрезвычайным происшествием»).

б) собирательные и несобирательные

Собирательным считается понятие, элементами объема которого являются множества (например, «стадо оленей, пасущихся на опушке леса»).

Несобирательным считается понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства или отношения (например, «страх, испытываемый перед посещением стоматолога»).

Упражнение 3 . Определите вид следующих понятий по типу элементов, входящих в их объем.

а) устройство, предназначенное для приема телепрограмм (телевизор)

б) множество книг, хранящихся вместе и доступных для общественного пользования (публичная библиотека)

в) совокупность устойчивых, социально значимых свойств человека, проявляющихся в его поведении (личность)

г) любовь, вспыхнувшая внезапно при первой встрече (любовь с первого взгляда)

С) Виды понятий по содержанию.

По типу признаков понятия подразделяют на

а) положительные и отрицательные

Положительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основнании признака, которым они обладают (например, «книга, взятая в библиотеке»).

Отрицательным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основнании признака, которым они не обладают (например, «человек, не знающий японского языка»).

б) относительные и безотносительные

Относительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании их отношения к другим предметам. Например, относительным является понятие о жене – «женщина, состоящая в браке с каким-то мужчиной», – поскольку его признак выделяет женщин не по их собственным качествам, а через отношение к каким-то мужчинам, то есть как одну из сторон супружеской четы.

Безотносительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании их собственных свойств. Например, понятия о балерине – «женщина, занимающаяся балетом», о красавице – «женщина, обладающая прекрасной внешностью», и т.д. Здесь женщины выделяются на основании их собственных характеристик.

Заметим, что к относительному понятию всегда можно подобрать другое, соотносительное , то есть осуществить конверсию . Для приведенного выше понятия о жене соотносительным является понятие о муже: «мужчина, состоящий в браке с какой-то женщиной». Для понятия о родителе соотносительным будет понятие о ребенке, для понятия о причине – понятие о следствии, и т.д.

Упражнение 4 . Определите вид следующих понятий по типу признаков, на основании которых производится обобщение. К относительным понятиям подберите соотносительные.

а) число, не имеющее делителей кроме самого себя и единицы (простое число)

б) феодал, находящийся в личной зависимости от какого-то другого феодала (вассал)

в) девочка, которая является дочерью мужа какой-то женщины, но не является ее собственной дочерью (падчерица)

г) философ, который был учителем Александра Македонского (Аристотель)

Осуществить полный логический анализ понятия значит определить его универсум (род), объем и содержание, а также установить, к каким видам оно относится по всем указанным выше основаниям деления.

Загрузка...