krd-lada.ru

Рим в период империи принципат и доминат. Государственный строй Древнего Рима в период империи

Во всяком случае, до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз. Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа: 1) принципат (I в. до н.э. - III в. н.э.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего; 2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Армия. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса.

Доминат . Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти. Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них. В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы. Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией. Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической. В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
Вопрос №29: Кодификация Римского права. Свод императора Юстиниана

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации. В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством. Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации. Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана. Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана. Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана». Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. 16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в. Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г. Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Дигесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана. Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы. В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».


Вопрос №30: Колонат в Риме

Колонат начал зарождаться еще во времена республики, продолжал развиваться в период принципата и получил окончательное правовое закрепление в условиях абсолютной монархии. Первоначально колоны были мелкими арендаторами земли. К тому времени завершились успешные захватнические войны, соответственно прекратился приток бесчисленных рабов. К тому же жесточайшая эксплуатация, изнурительный труд, нечеловеческие условия жизни и быта, массовые казни обусловили значительную смертность рабов и низкую их рождаемость. Вместе с тем возрастание земельных наделов, появление новых промыслов, расширение и без того огромной территории, увеличение челяди, обслуживающей господ, требовали рабочих рук.
Землевладельцы, у которых не хватало рабов для обработки земли, начали сдавать свои наделы мелкими участками в аренду свободным людям, нуждающимся в пропитании. Эти мелкие арендаторы стали называться колонами.
Аренда оказалась выгодной обеим сторонам. Колоны, стремясь обеспечить семью питанием и выплатить арендную плату, хорошо обрабатывали землю, добивались получения высоких урожаев. Их труд был значительно более производительным подневольного рабского. Землевладельцы получали большие доходы от сдачи земли в аренду. Колонат быстро развивается. Арендная плата устанавливается как в денежной, так и в натуральной формах.
Колонат не является чисто римским продуктом общественного развития. В Египте и Азии подобные отношения возникли уже давно и были заимствованы Римом. Однако в Риме источником колоната был также рабский пекулий, по которому хорошо работавшие на переданной им в пекулий земле рабы получали свободу, но навечно прикреплялись к той же земле.
При таких же условиях арендатор-колон юридически оставался независимым, мог в любое время расторгнуть договор и уйти в другое место. Но арендаторами, как правило, становились бедные слои населения, не располагавшие достаточными средствами для успешной обработки земли. Землевладельцы предоставляли им займы, но на таких условиях, чтобы колоны не смогли их погасить вовремя. Усугубляли положение частые неурожаи. Так возникали недоимки в платежах. Постепенно колоны попадают в экономическую зависимость от арендодателей. Колон не может оставить арендуемый участок, не рассчитавшись с долгами, но рассчитаться тоже не может. Постепенно фактическая экономическая зависимость превращается в юридическую. Ее усиливает новая налоговая реформа, по условиям которой налоги на землю начисляются с учетом колонов. Уход колона с земли уменьшает доходы землевладельца, который теперь всячески стремится закрепить колонов, даже переманивает у других. Для воспрепятствова-ния перебегам в 322 г. был принят закон, запрещавший колону самовольно оставлять арендуемый участок. В 357 г. новый закон запретил землевладельцу отчуждать земельные наделы без приписанных к ним колонов. Так завершилось правовое оформление закрепления колонов. В результате появилась новая группа зависимых людей, не лишенных определенной правоспособности, но весьма ограниченных в ее осуществлении. Если колон самовольно оставлял землю, землевладелец посредством виндикационного иска мог истребовать его обратно, т.е. правовое положение колона мало чем отличалось от раба. Однако колоны не были рабами. Формально юридически они оставались свободными, но прикрепленными к земле. Колоны - предшественники крепостных, а колонат - зародыш феодализма.
Не только сам колон, но и его дети считались приписанными за данным участком. Колонат стал наследственным. Возрастает и личная зависимость колонов от землевладельцев, которые творили над ними суд и расправу бесконтрольно. Близилось зарождение новой экономической формации - феодализма.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Власть императоров усиливается постепенно. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями уходит в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. "Что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами, что означало на практике скрытую полноту власти.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.



Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. В 284 году приход к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Усиление важности и роли армии и общеимперской полиции (вторжения, набеги на корованы).

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана . Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Только в церковном вопросе они с Диоклетианом различались. Константин уловил, что христианство является религией, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. Христианство в 337 году стало гос религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Вопрос 25. Права на вещи и обязательственное право по Законам 12 таблиц.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год.1).
Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
* Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает"2. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: "VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка"3, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб "VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.) 4, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, не более одного процента в месяц (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина"5

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Римская империя — важнейшая эпоха в истории Древнего Рима, когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом , насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом, основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера.

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат . Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти все представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината , промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В этот же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник, до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 г. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще «тела» вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Историю Древнего Рима невозможно представить без великой Римской империи, для которой был характерен государственный строй принципата и домината. Последний был отмечен установлением абсолютной монархии, при которой все решения императора не подвергались критике и признавались неукоснительными законами.

Доминат в Древнем Риме

Доминат представляет собой форму правления, сменившую собой принципат. Его главная особенность - установление абсолютной монархии в период с III по V века н. э.

Доминат был утвержден с приходом к власти императора Диоклетиана, правившего Римской империей с 284 по 305 годы.

Во всемирной истории период домината часто называют «поздней империей» или «поздней античностью». Сам термин «доминат» получил широкое распространение благодаря обычному для той эпохи обращению к императору - «dominus et deus», что переводится как «господин и бог».

Взойдя на престол, император Диоклетиан приложил все усилия, чтобы в Риме воцарилась безграничная монархия. Его стараниями в государстве быстро исчезли учреждения старого образца, а управление империей велось несколькими влиятельными инстанциями.

Рис. 1. Император Диоклетиан.

В период царствования Диоклетиана важную роль играли следующие организации:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Государственный совет. На его заседаниях обсуждались основные политические вопросы, подготавливались законопроекты.
  • Финансовое ведомство.
  • Военное ведомство.

Во главе этих учреждений стояли генералы, назначенные лично императором, и находившиеся в полном его подчинении.

При Диоклетиане чиновники были выделены в особый класс. Они выгодно выделялись на фоне прочего населения: у них была своя форма, различные привилегии, пожизненная пенсия по завершению службы.

Реформы Диоклетиана

Будучи сыном вольноотпущенника, Диоклетиан смог добиться безграничной власти в Римской империи, и оказать существенное влияние на ее политическую и экономическую жизнь.

К наиболее важным реформам Диоклетиана относят:

  • Разделение контроля и власти между четырьмя правителями, а также условный раздел государства на две части - западную и восточную. Каждой частью правил наместник императора - август. Августы, в свою очередь, имели право выбирать себе помощников-соправителей, которым присваивался титул цезаря.

В переводе «тетрархия» означает «правление четырех». Все соправители считались членами единой императорской семьи, но полностью вся власть принадлежала лишь императору.

  • Увеличение армии на одну треть и разделение ее на две части: одна часть располагалась на границах римской державы, в то время как другая, подвижная часть, курировала все государство и обеспечивала его безопасность.

Рис. 2. Армия Римской империи.

  • Введение единого прямого налога, который выплачивался в натуральном виде.
  • Установление максимальных размеров оплаты для различных специальностей и максимальной стоимости на самые продаваемые товары: рожь, пшеницу, мак и др.
  • Введение полноценной золотой монеты как способ устранения в обиходе порченых денег.

. Всего получено оценок: 238.

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 Этапа в периоде империи:

    принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

    Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения(сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса (близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.

Доминат : к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками, назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.

Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.

Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.

Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Древнейший период (VI - середина III в. до н. э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.

    Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.). В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.

    Классический период (1-111 вв. н. э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

    Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.

Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).

В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права - вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III-IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528-534 гг.).

Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы .

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юристов классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

Частное право, уг право, церковное право

Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции, сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

Загрузка...