krd-lada.ru

Рецепт постных блинов. Рецепт постных блинов на поминки

На вопрос Почему на поминках принято есть блины? заданный автором OLьKA лучший ответ это К поминальному столу принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта) , кутью (коливо) , блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских культурах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п.
Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также Христу, св. Власию, суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные) .
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов) , винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта) , которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма) . По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

На вопрос Почему на поминках принято есть блины? заданный автором OLьKA лучший ответ это К поминальному столу принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта) , кутью (коливо) , блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских культурах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п.
Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также Христу, св. Власию, суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные) .
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов) , винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта) , которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма) . По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

На любой годовщине обязательно должны присутствовать постные блины на поминки, которые готовят только на похороны или же постные христианские праздники. Именно поэтому важно знать, как приготовить именно такие блинчики.

Все мы с уважением относимся к нашим родным и близким при жизни. Только когда человек умирает, мы начинаем ценить и уважать его так, как не делали этого при его жизни. Мы испытываем искреннее горе, если родственник покидает нас. Но в такой момент ни в коем случае нельзя терять бдительность, и следует обязательно организовать правильный поминальный стол.

Особенности процесса приготовления поминальных блинов

Определенных явных различий процесса приготовления между простым рецептом блинов и постным практически нет. Нередко такие же блинчики пекут и на Масленицу, и на другие праздники.

Для таких грустных и трагических мероприятий блинчики могут выступать в роли закуски или даже десерта. Все зависит от того, какая начинка вмешена внутрь каждого продукта. В состав любого рецепта входят некоторые основные продукты, а именно: яйца, сливочное масло, соль и сахар. Но, в отличие от рецепта обычных блинчиков, постные и поминальные рецепты не включают в себя этих компонентов. Лишь мука входит в состав и одного, и второго блюда.

Для поминальных блинчиков можно использовать как пшеничную традиционную муку, так и гречневую, кукурузную и ячневую.

К тому же практически все блины для поминок делаются на дрожжевом тесте.

Традиционный рецепт поминальных блинчиков

К поминальному столу готовят массу самых разных блинов, но все же один рецепт считается самым правильным и, можно сказать, традиционным. Для того чтобы сделать тесто, необходимо взять:

  • 800 мл чистой воды или молока;
  • среднюю щепотку соли;
  • 25–30 г дрожжей (можно сухих);
  • 2 ст. л. подсолнечного масла;
  • 640 г муки (в традиционном рецепте - пшеничной).

С самого начала хозяйка должна подогреть небольшую часть указанной жидкости. В нашем случае это молоко или вода. Данная процедура проделывается для того чтобы в ней без особых сложностей растворились дрожжи. После этого полученную массу следует перелить в подходящую для замеса посуду. Очень важно учитывать то, что тесто придется еще и взбивать, поэтому стенки миски должны быть достаточно высокими.

Нельзя забывать и о том, что до всыпания и вливания всех остальных компонентов дрожжи должны раствориться полностью. После этого следует влить остаток жидкости, предусмотренной в рецепте. После тщательного перемешивания следует всыпать приблизительно половину всей необходимой муки.

Не помешает просеять ее через сито.

Сделать это нужно для того, чтобы блинчики получились воздушными и очень легкими. Специалисты не советуют игнорировать данное правило. В процессе просеивания также нужно постепенно помешивать наполовину готовое тесто, иначе появятся комки, взбить которые в дальнейшем будет очень сложно.


После всех этих манипуляций следует полотенцем накрыть емкость и поставить как минимум на полчаса в теплое место. За это время обычно тесто становится пышным и упругим. Когда вы заметили эту разницу, можно приступать к засыпанию следующей порции муки. Полученную массу необходимо тщательно посолить и добавить немного сахара. Потом емкость снова накрывается полотенцем и оставляется в теплом месте для поднятия. Только после этого можно приступать к процессу выпекания.

На сковороду нужно налить немного подсолнечного масла, после чего сформировать на ней блинчик. Если этого не сделать, то блины будут один за другим пригорать. Полученные постные блины на дрожжах обычно очень легкие и воздушные. Самое главное - следить за тем, чтобы не упало тесто.

Как видите, приготовление блинчиков на похороны - это не такой уж и сложный процесс.

Рецепты менее известных рецептов поминальных блинов

Существует еще масса рецептов блинов, которые часто готовят на поминки и похороны. Когда сделать много порций нужно очень быстро, рекомендуют делать блинчики по специальному очень скорому рецепту. Для их приготовления следует взять 1/2 кг муки, 3 стакана воды, 3 яйца, 20 г сахара и по 1/2 ч. л. соли и соды. Все ингредиенты кроме соды и соли тщательно перемешиваются. В полученную массу следует добавить разведенную в соленой воде соду.

Получившиеся массы смешивают и приступают к традиционному выпеканию на раскаленной сковородке.

Испечь как минимум 20 порций таких блинчиков при наличии 2 сковородок можно буквально за час, и это время, потраченное не только на обжарку, но и на процесс приготовления теста.

Также многие предпочитают на поминках готовить гречневые блинчики, которые делаются, как вы понимаете, на основе гречневой муки. Для приготовления такого лакомства следует взять 2 полных стакана гречневой муки, немного больше 2 стаканов молока или воды, 30 г дрожжей, немного соли и сахара по вкусу. Сначала в теплой жидкости следует развести дрожжи, после чего всыпать туда же муку и другие составляющие рецепта. После того как тесто полноценно поднимется, нужно аккуратно приступать к процессу жарки, стараясь не перемешивать тесто в емкости. Обычно в качестве начинки для таких блинчиков выступает малосольная рыба или икра. Нередко их подают с простым сливочным маслом. Есть такие блины очень приятно.

Ну и еще одним интересным вариантом приготовления поминальных блинчиков являются ржаные блинчики. Для того чтобы испечь такие лакомства, следует взять: 350 г муки, 1/2 л воды, 100 г сливок, 25 г дрожжей, соль и сахар по вкусу. У многих может возникнуть вопрос, почему в рецепте постных блинчиков присутствуют сливки. Такой набор ржаной муки со сливками символизирует уважение к усопшему.

Православная церковь разрешает использовать именно такую комбинацию. Все ингредиенты тщательно перемешиваются, и выходит идеальное густое тесто. Если вы ели такие поминальные блинчики, то в случае необходимости другие вам готовить не захочется.


Постные блины - этот рецепт, символизирующий любовь к усопшему. Если вы желаете продемонстрировать такое чувство к покойному, обязательно приготовьте такое блюдо и угостите всех родных и близких.

Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно.

Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п.

Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины.

Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях - соленый блин.

БЛИНЫ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д.

Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим.

В Белоруссии блины пекут на «деды» - чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». Блины используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.

ПРАЗДНИЧНЫЕ БЛИНЫ

Блины на Масленицу - повсеместное угощение, главным образом, у русских. Блины пекут всю неделю. Первый блин посвящают Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших.

В Прощеное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы.

Блины пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «христовы (или «божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле.

Наряду с другими видами хлеба блины пекут и на Рождество. Первый блин в Сочельник дают овцам - от мора, скоту отдают остатки блинов и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с кутьей и блинами выходит звать мороз на ужин. Блины также специально пекут для колядников.

Блины бывают составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.

БЛИНЫ В СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ

Разнообразно использование блинов на свадьбе. Угощение блинами на обручении и в канун свадьбы наиболее характерно для северо-восточной России. Блины накануне свадьбы могут иногда приобретать функции, родственные тем, которые они имеют в похоронно - поминальной обрядности: угощение блинами сопровождается в некоторых местах символическими «похоронами» невесты или упоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы «умереть» как девушка, чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве.

После брачной ночи молодых кормят блинами, совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощает зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блина судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печет блины и угощает ими мужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных блинов.

СИМВОЛИКА БЛИНОВ В ФОЛЬКЛОРЕ И БЫТУ

Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из блинов.

Тот же мотив отражен в поговорке про избу: «Блинами прошить, лепешками покрыть».

В сказке солнце на небе печет на себе блины (ср. украинскую пословицу: «Вона своiм носом чуе, як на небi блины печуть»).

В подблюдных песнях блины предвещают смерть (смерть несет блины на блюде).

В заговоре от икоты ее отсылают туда, где пекут блины; «там блины пякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. В загадке блин в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднит использование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога, рыба без костей».

С печением блинов связан ряд бытовых предписаний и запретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся. У белорусов пекущего блины приветствуют: «Скачком блiны!», а в ответ на это, говорят: «Тарчком з iзбы!»

Выпекая первый блин, зовут покойных родных есть блины. Первый блин перед обедом дают молодому домашнему животному, а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этого животного.

Одолженную под блины сковороду возвращают не пустую, а с последним блином, причем держат ее не голыми руками, а сковородником.

В Полесье запрещается печь блины в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новый год, в Петровский пост) во избежание засухи.

Новость отредактировал †Fully Alive† - 25-06-2011, 17:32

Загрузка...