krd-lada.ru

Из чего сделан плот кон тики. Описание проекта

Бальзовый плот Кон-Тики был построен как копия древнего плота южноамериканских индейцев. Плот состоял из девяти бальзовых бревен, привезенных из Эквадора, управляла плотом команда из шести человек с Туром Хейердалом. Кон-Тики отплыл из Перу 28 апреля 1947 года и спустя 101 день достиг Полинезии, пройдя путь чуть менее 7000 км. Была доказана возможность миграции предков полинезийцев из Южной Америки.

Содержимое набора модели корабля

В своей модели корабля итальянская фирма Mantua использует ту же легкую бальзу, что и на настоящем плоту. Аккуратные круглые бальзовые заготовки диаметром около 25 мм специально загрубляются, окрашиваются темной морилкой (есть в наборе), склеиваются и дополнительно связываются толстой нитью. Единственная хижина-шалаш выполняется по оригинальной технологии с имитацией плетёнки, а сверху имеет навес из широких пальмовых листьев.

Крупный масштаб позволяет изготовить плот не только с помощью клея, но и связывать бревна, делая поперечные балки, низкие фальшборта, невысокий носовой бортик, скрепляя примитивную мачты и делая такелаж. Изображение древнего Бога на парусе делается с помощью прилагаемого трафарета. Модель корабля оснащена как веслами, так и веревочной лестницей на мачту.

Инструкция имеет около 150 цветных фотографий поэтапной сборки модели и практически не имеет поясняющего текста, т.к. по фотографиям всё предельно ясно.масштаб 1:18 длина 590 мм

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Добрый день, коллеги!

При изготовлении данной модели не было использовано ни единого чертежа. Но этот факт совершенно нельзя расценивать как повод для утверждения, будто итог моих трудов получился далёк от оригинала - в основе моей работы лежали книга, фото- и видео материалы путешествия Тура Хеердала по Тихому океану. Эти источники предоставили исчерпывающие данные для постройки модели. Масштаб 1/65.

Как Вы уже поняли, модель построена не из какого-либо готового набора, а с нуля. Я постарался максимально детализировать плот, на сколько позволяли пока еще кривые руки (эта модель - моя первая, строительство которой удалось довести до конца). Сказку не открывал сознательно, т.к. до последнего не был уверен, что мне удастся привести весь процесс к его логическому завершению.

Отталкиваясь от исходных размеров оригинального плота и имеющихся в инете фотографий, удалось найти пропорции всех элементов модели: начиная от размеров хижины и заканчивая размерами реев и парусов. Не хочу углубляться в нюансы, но и замолчать один момент считаю недопустимым - фотоматериалы не в полной мере подтвердили описанный в книге Хеердаом процесс строительства плота.

При изготовлении модели постарался в полном объеме воспроизвести процесс создания оригинального плота Кон-Тики - корпус модели собран без единой капли клея, все держится за счет канатов (их узлы для надежности фиксировал каплей ЦА). Для основы плота покупались идеально круглые бревна, которые потом я постарался приблизить по виду к стволам бальзового дерева из которых этот плот и строился. Для этого в самом начале кругляк вымачивался в спирте, потом немного изгибался в различных плоскостях при помощи струбцин и в самом конце ему придавалась шероховатость. Помимо этого обработал торцы бревен для придания им более интересной фактуры (тут я немного переврал действительность - на оригинальном плоту линии распиловки бревен более ровные). После связки основа получилась очень прочной - канаты так крепко держали бревна, что их с большим трудом удавалось выгибать руками. Благодаря первоначальной деформации бревен, перья дополнительных килей вошли как родные. В довершении "бутерброда" плота в нужных местах палубы идут расщепленные бамбуковые жерди, укрытые сверху циновками. На приложенных фотках процесса сборки это наглядно показано. В промежутки между поперечными бревнами, как и подобает, уложил коробки с провизией. Каюсь: экипаж этого плота я оставил без воды, т.к. мне было лень делать с нуля канистры, которые потом никто не сможет увидеть...

Кстати, в общей сложности на плот ушло около 1,2 км нитей (чуть менее 6 катушек основного цвета + немного других. Из этих нитей делал канаты 4 типов - 0,29 (использовались для найтовки всяких разностей и кнопов на более толстых канатах), 0,44 (такелаж), 0,55 (для связки бревен основы плота и такелаж грота) и 1 мм (три ванты грота мачты).

Также постарался воспроизвести достоверный интерьер внутри хижины - сделал имитацию гитары, керосиновой лампы, книжных полок и самих книг (все видно на фотках процесса сборки). Единственное, не получилось разместить скатанные в трубки листы с картами в исходное место. Но ничего, пристроил их немного левее, после установки крыши содержимое хижины без фонарика вообще не видно, да и чтоб разглядеть даже с фонариком приходится втискивать нос практически внутрь дома).

Самое главное - в ходе экспедиции Кон-Тики на борту плота присутствовал наш брат-моделист Кнут Хаугланд - за время путешествия он собрал модель этого плота. На своей модели я изготовил и его модель - она располагается на ящике слева от входа в хижину (ее размер 5х5мм).

Единственный непонятый мной момент из сборки оригинального плота - это то, как крепился носовой борт. Канаты притягивают его к конструкции плота (в горизонтальной плоскости), но что его держит и не дает упасть ниже (вертикальная плоскость) я так и не сумел разобраться. Поэтому нос - это первая деталь, которая держится исключительно благодаря клею, а не привязана канатами. Но и про канаты я не забыл, они расположены на своих законных местах и вроде как выполняют возложенную на них функцию.

При сборке не обошлось и без косяков:

1. При изготовлении бизань мачты не перепутал рангоутные деревья и в месте их пересечения правое получилось ближе к носу, а должно быть левое;

2. Возможно, использовал неверную древесину для грот мачты. В книге говорится про мангр, а на всех фотках стволы светлые;

3. Мангр должен быть (если вообще должен) только от палубы до марсовой площадки (назовём так для понимания седушку на крестовине мачты), а выше - бамбук. Первую мачту сделал по этому рецепту, но она оказалась неверного размера и ушла в утиль, а на второй я уже забыл про бамбук и сделал все из одной древесины;

4. На главной палубе я сделал всего 3 циновки, а в оригинале должно быть 4;

5. Блоки на которых крепится бизань выглядят переразмерными, но меньше я их просто физически не смог сделать без спец инструмента - у меня они 4 мм;

6. Недостаточный натяг шкотов блинда и грота по левому борту - следствие надутия парусов;

7. Паруса я "надул" очень красиво. Но в итоге пришлось выбирать либо оставить это надутие, либо все шкоты будут с провисом. Выбор сделал в пользу натяга нитей, что в значительной мере нивелировало пузатость парусов.

PS: извиняюсь на "многабукф". Изначально рассказ был написан лишь до середины на 4 листах. Ужал его как смог.

Спасибо за внимание, готов ответить на все Ваши вопросы!

С уважением, Дмитрий.


Как выдающаяся жизнь становится не только историей, но и искусством. Кино о путешествии Тура Хейердала – том самом, когда он в 1947 году пересек на плоту Тихий океан. Зачем? Чтобы доказать, что инки могли колонизировать Полинезию. Мальчишество, сумасшествие, да? Но именно такие психи побеждают.

Схема судна, которое проплыло 8 тысяч километров.


(Кадры с сайта "Кинопоиск", да)
Норвежец Тур Хейердал с пятью товарищами отправились в плавание от западного побережья Южной Америки к Таити. Они отправились в путь на плоту, чертеж которого нашли при раскопках поселения древних инков…


«Кон-Тики» - назвали плот в честь Бога солнца инков. Он был сделан из 9 бальзовых деревьев, срубленных в джунглях Эквадора. Без единого гвоздя, разумеется!


Никто не верил, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали между собой пари. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.


Плот 28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо, а 7 августа через 101 день путешествия его прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Было пройдено около 8000 километров. Кино – том, как далось это. Шторм, акулы, киты-убийцы и необъятное звездное небо – такое путешествие не забыть и не повторить…

Трейлер фильма (а за трейлером еще кадры будут)

Плот в музее

А где-то даже монету выпустили...

План-конспект занятия

Тема: Изготовление модели плота.

Цель: Рассказать учащимся об этапах строительства настоящего “Кон-Тики”, из каких материалов, как и где он был сделан.

Задачи: Совершенствовать умение склеивать полые бумажные трубки разных диаметров и длин. Закрепить навыки работы с бумагой и клеем. Развивать умение самостоятельно изготовлять недостающие детали.

Краткий ход работы:

Склеить 9 толстых основных бревен, 10 средних поперечных бревен, 2 тонкие мачты, рею. Склеить между собой 9 основных бревен, поперек расположить 10 бревен потоньше, наклеить настил, укрепить бортик вдоль носа и по бокам. Посреди плота установить хижину.

Материалы для работы: картон, бумага, клей.

Судомоделизм по праву является одним из популярных технических видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом. Каких только моделей не строят юные корабелы и взрослые моделисты-спортсмены: самоходные, радиоуправляемые, гоночные, модели-копии, в том числе и настольные,- всех не перечислить. Да вот беда, далеко не каждому изготовление таких моделей доступно - нужны сложные расчеты, умение работать по чертежам, с разными материалами.

Настоящим годом рождения судомодельного спорта считается 1949 год, когда на водной станции "Динамо" в Москве ДОСФЛОТ СССР провел первые Всесоюзные соревнования судомоделистов. В дальнейшем они стали проводится ежегодно. Для руководства судомодельным спортом в 1964году была создана Федерация.

Изготовление корпуса модели - это только начало работы. Внешний вид готовой модели определяют главным образом надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление их требует от моделиста аккуратности и точности. От качества деталей и узлов надстроек зависят и мореходные качества модели - устойчивость и ходкость.

Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным винтом.



В современном судостроении и судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансирный, полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота, они не снижают КПД гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус -гребной винт - руль» во многом зависит скорость судна или модели.

Моделисты устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и автоматические устройства.

Регулировка модели на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели. Если в модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри нитро-шпаклевкой, смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом) избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики - улучшают остойчивость.

Изготовление модели плота:

С моделью плота «Кон-Тики» можно проводить интересные игры и даже соревнования, хороша она и в качестве сувенира. Можно подарить ее школе для использования в качестве наглядного пособия на различных уроках.

Изготовить 9 бревен, накрутив детали на трубку 10 мм, средние бревна изготовить, накрутив детали на карандаш (Рис 2.1).

Рис 2.1. Заготовки для «бревен»

Ø Основные бревна укладывают таким образом: самое длинное посередине, по бокам расположить по росту более короткие бревна. Их склеивают между собой

Ø поперек плота укладывают бревна потоньше через ровные расстояния, после визуальной проверки они приклеиваются

Ø Наклеить настил, имитирующий бамбуковые латы

Склеить хижину, приклеить ее в центре плота, предварительно оклеив расщепленными вдоль соломинками или же расчерченной фломастером желтой бумагой.

Самостоятельно определить размеры бортов на носу и по бокам плота. Они делаются из полосок бумаги и приклеиваются

Паруса можно сделать из кальки, окрашенной в светло-серый цвет слабым водным раствором черной туши или акварели. Прикрепите их на рее первой мачты и гике второй при помощи согнутых пополам бумажных полосок, которые оборачиваются вокруг рея, мачты или гика и смазываются клеем.

Из плотной бумаги и кусочков оструганной рейки, пользуясь резаком, сделайте штурвал (его диаметр 20 мм).

Теперь нужно установить такелаж - тросы и снасти для крепления мачт и парусов из суровых ниток коричневого или серого цвета (обычные катушечные нитки).

Готовую модель при помощи кисточки покройте гуашью соответствующего цвета, смешанной с ПВА. Модель при хранении потребует простейшей подставки.

65 лет назад – 28 апреля 1947 года – норвежский ученый Тур Хейердал вместе с пятью товарищами отплыл из Перу на деревянном плоту. У экспедиции была важная, хотя и слегка сумасшедшая миссия – доказать, что южноамериканские индейцы пересекли Тихий океан и заселили острова Полинезии. Хейердал утверждал, что предки инков могли покрывать огромные водные пространства на обычных плотах. Чтобы доказать свою теорию, норвежец отправился в путешествие по предполагаемому «маршруту миграции».Кон-Тики. На деревянном плоту через океан.

Свой плот Тур Хейердал назвал в честь легендарного полинезийского героя Кон-Тики. Того самого, который тысячи лет назад пересек со своим племенем Тихий океан. Путешествие на «Кон-Тики» заняло 101 день. Экипаж из шести человек, пробившись сквозь штормы и десятки прочих неприятностей, добрался до атолла Рароиа в Полинезии. Это приключение принесло Хейердалу огромную известность, а сам он написал книгу «Экспедиция „Кон-Тики“», которая превратилась в бестселлер. Восхищаясь мужеством норвежского ученого, Redigo рассказывает о том, что сделал Хейердал, чтобы добиться успеха, и приправляет текст цитатами из его собственной книги.
Был убедителен и подключил все связи
«За бутылкой хорошего виски хозяин сообщил, что его интересует наша экспедиция. Он предложил нам финансовую помощь при условии, что мы напишем ряд статей для газет, а по возвращении выступим с докладами в ряде городов».
Тур Хейердал
В сумасшедшую идею Хейердала – «превращение» в индейцев и пересечение на плоту Тихого океана – поначалу не верил никто. Незнакомые люди крутили пальцем у виска, ученые мужи посмеивались, а друзья яростно отговаривали норвежца от безумной затеи. Однако настойчивость Хейердала не знала границ. Рассказывая о своей мечте десяткам скептичных исследователей, путешественников, моряков и простых обывателей, Тур не только не терял уверенности в себе, но и оставался в «профите», заводя множество новых знакомств.
Со временем у норвежца появились единомышленники, которые, в свою очередь, стали искать выходы на спонсоров и всех, кто мог оказать поддержку. «Вирусный маркетинг» сделал свое дело: о плавании на плоту написали несколько газет, Хейердал проводил одну деловую встречу за другой – даже с делегатами ООН. В числе помощников оказалось и военное министерство США. После тяжелых переговоров с чиновниками Пентагона, путешественник добился того, чтобы экспедицию обеспечили продовольственным пайком. Помимо провизии, военные предоставили Хейердалу полезную экипировку вроде спальных мешков и специальной обуви. Позже, уже в Перу, упрямый Тур сумел встретиться с президентом страны и выпросить разрешение на постройку плота в военно-морском порту Кальяо.

«Я не хотел набирать экипаж из моряков, так как они вряд ли лучше нас были знакомы с плотами. Кроме того, мне не хотелось, чтобы в случае удачного исхода экспедиции ее успех приписали бы тому, что мы были более опытными моряками, чем древние строители плотов из Перу».
Тур Хейердал
Звучит странно – как это без моряков? Отправиться в открытый океан на три-четыре месяца, не имея на борту ни одного профи? Однако Тур Хейердал был убежден, что «морские волки» в его путешествии будут только обузой. Его опыт общения с бывалыми моряками показал, что они совершенно не смыслят в вождении плотов, хотя, безусловно, много знают о кораблях. Пригодились ли бы их умения в экспедиции? Вряд ли.
Тем не менее, в команде Хейердала все равно оказался человек, имеющий прямое отношение к корабельному делу. Им стал Эрик Хессельберг, художник, который совершил в юности несколько кругосветных плаваний (позже он стал знаменит; среди его друзей были Пикассо и Сименон). С еще одним участником экспедиции Тур подружился в норвежском доме моряков в Бруклине. Это был Герман Ватцингер, инженер, приехавший в Нью-Йорк изучать холодильные устройства. Его познания в метеорологии и гидрографии могли оказаться полезными во время путешествия. Также в команду были приглашены Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю – связисты, участвовавшие во Второй мировой (Раабю прославился тем, что несколько месяцев передавал в Англию донесения о том, что происходило на борту немецкого линкора «Тирпиц»). С шестым участником экспедиции Хейердал познакомился в Перу – им стал Бенгт Даниельссон, рыжий швед, изучавший быт горных индейцев. Даниельссон оказался единственным иностранцем в команде – все остальные были норвежцами. Он же был единственным, кто владел испанским языком.

«Я разыскал дневники первых европейцев, ступивших на тихоокеанское побережье Южной Америки. В них было много рисунков и описаний больших плотов индейцев, связанных из бальзовых бревен. Все они имели прямоугольный парус, килевые доски и длинное рулевое весло на корме».
Тур Хейердал
Путешественник прекрасно понимал, что ему нужен был плот, похожий на те, которыми пользовались древние индейцы. Ни капли не современнее – иначе его эксперимент попросту не имел бы смысла. Проведя несколько недель в архивах библиотек и пообщавшись со знающими людьми, Тур Хейердал узнал, из чего ему надо строить плот. Требовалось найти бальзу – редкие деревья с очень прочной и легкой древесиной. Именно из бальзы инки выдалбливали себе каноэ и делали доисторические плоты.
Хейердал думал, что легко отыщет бальзовые бревна для плота прямо в Эквадоре, куда он сперва прилетел со своими товарищами. Однако выяснилось, что на лесопилках отсутствует нужный материал. Дерево было либо пересушенным, либо просто неподходящим по размеру. Группе норвежцев пришлось забраться вглубь страны (они воспользовались грузовым самолетом), к подножию Анд – в места, где росли гигантские эвкалипты, жили горные индейцы и все еще промышляли золотоискатели. На одной из местных ферм путешественники нашли целую рощу подходящих бальзовых деревьев. Сделав девять бревен и связав их во временные плоты, парни сплавились на них по реке до Гуаякиля, а потом, уже с помощью парохода, транспортировали в Кальяо, главный морской порт Перу.

«Эксперты, осматривавшие наш плот, не обещали нам ничего хорошего. Штормы или ураган смоют нас за борт, волны будут перекатываться через плот даже при самом легком бризе, а наша одежда, пропитанная соленой водой, постепенно разъест кожу и испортит все, что мы с собой возьмем».
Тур Хейердал
Итак, плот был готов. Над девятью могучими бальзовыми бревнами, перевязанными канатами, возвышалась матча с гигантским (27 квадратных метров) прямоугольным парусом. Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. С виду деревянная посудина была точной копией древних перуанских и эквадорских плотов.
Поблагодарив рабочих за помощь в постройке «Кон-Тики», Хейердал и сотоварищи приготовились к приему делегаций. Посмотреть на плот, который собирался пересечь Тихий океан, хотелось всем – от адмиралов и журналистов до важных чиновников. Здесь-то путешественникам и пришлось пережить первый шторм – из язвительной критики и суровых прогнозов. Опытные морские волки камня на камне не оставили от «Кон-Тики», обсуждая его неуклюжесть и размеры. Одни считали, что плот слишком мал и не переживет ни одной бури, другие думали, что он, наоборот, слишком большой и разломится пополам на гребне первой мощной волны. Люди даже заключали пари на то, через сколько дней плот пойдет ко дну. На Хейердала как руководителя экспедиции выпала большая доля насмешек. Но, благодаря своему упрямству и удивительной психологической устойчивости, путешественник большую часть критики пропустил мимо ушей. Отступать уже некуда, считал норвежец, и друзья полностью его поддержали.
Взял с собой большой запас еды и научился ловить рыбу
«В пути нам предстояло узнать, можно ли ловить в открытом море рыбу и собирать дождевую воду. Я считал, что мы должны были взять с собой тот фронтовой паек, который нам выдавался во время войны».
Тур Хейердал
Норвежец хотел с точностью до деталей повторить плавание индейцев, но все же решил не экспериментировать с едой. Он знал, что аборигены когда-то легко обходились во время плаваний сушеным бататом и вяленым мясом. Однако пользоваться древними «рецептами» в нынешней ситуации было рискованно. Если бы запас продуктов вдруг испортился, шесть взрослых мужчин могли просто умереть с голоду.
Большей частью провизии путешественников снабдил Пентагон. На плот были погружены несколько сотен коробок с консервами, покрытые сверху тонким слоем асфальта – чтобы не попала влага. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Кроме того, экипаж запасся большим количеством созревающих фруктов, кокосами, а также рыболовными снастями: нужно было понять, как обстоят дела с уловом посреди открытого океана. И рыбные «запасы» морских глубин не подвели. Во время плавания команда «Кон-Тики» с удивлением поняла, что добыча сама идет в руки. Каждое утро Хейердал и его компаньоны находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Приспособившись к морской рыбалке, друзья даже стали ловить акул, иногда затаскивая их на плот, просто схватив за шершавый хвост. Тем не менее, наши герои понимали, что выдержать долгое путешествие помог им именно запас консервов, которыми они могли питаться и в штиль, и во время штормов.

«В тропиках в знойные дни можно вливать в себя столько воды, что она польется через рот обратно, но вы по-прежнему будете испытывать жажду. Организму нужна не вода, а, как это ни странно, соль».
Тур Хейердал
На борт «Кон-Тики» перед отплытием к островам Полинезии было погружено полсотни контейнеров с 1100 литрами родниковой воды. Этого запаса легко хватило бы на несколько месяцев пути. Хотя уже через несколько недель путешественники почувствовали, что вода испортилась и стала противной на вкус.
Хейердал часто думал о том, как справлялись с жаждой его предшественники индейцы. Они хранили воду в сушеных выдолбленных тыквах и в толстых бамбуковых стволах. Пили воду из отверстий, после чего затыкали дырки крепкими пробками. Кроме того, аборигены владели секретами, с помощью которых выживали даже тогда, когда вода иссякала. Они «выжимали» пойманную рыбу, в результате чего выделялась жидкость, способная утолить жажду. Не прибегая к такому весьма экстравагантному способу, Хейердал и компания все же научились контролировать свои потребности в воде. Понимая, что организм требует соли (которую теряет во время потения), они смешивали пресную воду с морской. А вскоре научились пить и саму морскую воду – когда случайно узнали, что зерна овса почти полностью уничтожают ее неприятный соленый вкус.
Справился с парусом и попал в нужное течение
«Наибольшую угрозу представляли для нас предательские завихрения течения к югу от островов Галапагос. Они могли быть роковыми для нас, если бы мы попали в них. Сильные морские течения могли подхватить наш плот и унести его к берегам Центральной Америки, швыряя во все стороны».
Тур Хейердал
Оказавшись в открытом море (плот был оттащен от берега с помощью буксира), экипаж «Кон-Тики» стал ждать попутного ветра. Однако главным условием нормального движения плота были не столько пассаты, сколько правильное течение. А точнее течение Гумбольдта, о котором был хорошо наслышан Тур Хейердал. Именно оно должно было понести плот на северо-запад, к островам Полинезии. Попав в начале пути в небольшой шторм и потратив несколько дней на то, чтобы научиться управляться с парусом и килем, путешественники в итоге довольно шустро понеслись в нужном направлении со скоростью 55-60 морских миль в сутки.
Сперва наши герои опасались любой крупной волны. Однако вскоре выяснилось, что тяжелый и массивный «Кон-Тики» легко справляется с неприятностями. Плот, словно гигантские санки, просто «въезжал» на гребень волны и таким же образом «сползал» вниз. Вода захлестывала посудину сотни раз в день, но тут же уходила сквозь щели в бревнах. Хейердал ради интереса посчитал, что ежедневно на корму обрушивалось почти 200 (!) тонн воды. Во время штормов эта цифра достигала 10 тысяч тонн воды в сутки. Однако плоту все было нипочем. Легкие, но очень прочные бальзовые бревна выдерживали любой натиск.

«Кнут и Турстейн были все время заняты своими промокшими батареями, паяльниками и различными радиосхемами. Понадобились весь их опыт и сноровка, полученные во время войны, для того чтобы маленькая радиостанция, невзирая на брызги и сырость, работала бесперебойно».
Тур Хейердал
Участников экспедиции перед началом путешествия не связывала долгая и крепкая дружба. Парни практически не были знакомы и знали лишь о профессиональных умениях друг друга. Все имели разные характеры. Провести больше трех месяцев в обществе одних и тех же людей – не шутка. Было ясно, что от любого рода конфликтов экипаж могут сберечь грамотное распределение обязанностей и постоянная занятость.
И проблем с этим не возникало – работа на плоту была всегда. Вахтенные дежурства сменялись рыбалкой, а рыбалка – приготовлением обедов. Обязанности кока путешественники выполняли по очереди. Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю ежедневно стучали ключами Морзе, сам Хейердал старательно вел дневник наблюдений, записывая каждую мелкую деталь (основываясь на этих записях, он позже и написал ставшую известной книгу). Этнолог Бенгт Даниельссон взял с собой на плот 70 трудов по социологии и превратился в книжного червя. Герман Ватцингер постоянно возился с метеорологическими инструментами и прочими измерительными приборами. Эрик Хессельберг чинил паруса и делал смешные рисунки своих бородатых компаньонов и морских обитателей.
Завел хвостатых и крылатых товарищей
«Мы установили дружественные отношения с акулой, которая плыла за нами сегодня. Во время обеда мы ее кормили и совали куски прямо в пасть. Она вела себя, как собака, о которой с уверенностью нельзя сказать, злая она или ласковая».
Тур Хейердал
На борту плота во время путешествия находились не шесть, а семь участников экспедиции. Седьмым был зеленый попугай, которого притащил с собой Герман. Нахохлившаяся птица сидела в клетке и трещала по-испански, постоянно веселя окружающих. Вскоре попугай осмелел, начал разгуливать по плоту и подружился с радистами, регулярно забегая в их уголок. К сожалению, через пару месяцев пути птицу смыла за борт большая волна. Океан поглотил попугая за считанные секунды, и больше его никто не видел.
Однако у путешественников стали появляться новые друзья. В одном из отверстий в плоту поселился краб Юханнес: он жил неподалеку от рулевого весла и с нетерпением ждал, когда ему выдадут очередную порцию корма. Схватив клешнями печенье или кусок рыбы, краб уносился в нору, где быстро стрескивал угощение. С экипажем подружились и рыбы-лоцманы, которые следовали за «Кон-Тики» сотни километров и трогательно ждали, когда люди начнут мыть посуду, чтобы слопать остатки еды. Но самой неожиданной «приятельницей» Хейердала стала акула, приставшая к плоту на несколько дней. Путешественники подкармливали хищницу рыбой и едва ли не хлопали ее по бокам. Однако акула вскоре ушла, обидевшись на то, что друзья попытались схватить ее за хвост.

«Многие корабли в районе архипелага Туамоту попадались в ловушку подводных рифов и разбивались в щепки о кораллы. С моря нам не было видно коварной западни. Мы шли, следуя направлению волн, и видели лишь их круглые, поблескивавшие на солнце гребни, которые исчезали на пути к острову».
Тур Хейердал
Через 90 дней пути команда Хейердала начала ощущать приближение земли. В небе появились косяки птиц, которые целеустремленно летели на запад. Плот, без сомнения, несло прямо к одному из многочисленных островов Полинезии, разбросанных в океане. 30 июля путешественники наконец увидели землю – это был островок Пука-Пука в архипелаге Туамоту. Но радость быстро сменилась разочарованием: течение пронесло плохоуправляемый плот мимо клочка суши и потащило дальше.
Через несколько дней Тур Хейердал приплыл к атоллу Рароиа. Здесь экипаж поджидала целая полоса препятствий: чтобы добраться до земли, команде нужно было найти проход в стене острых, как бритва, коралловых рифов. Важно было не допустить жертв и не потерять плот – иначе успех экспедиции ставился под большой вопрос. Выбившись из сил в попытках пробиться сквозь риф, путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Ухватившись покрепче за плот, они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн. После чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега. Плот был спасен, а миссия выполнена! Впереди команду ждали танцы с туземцами, праздничные церемонии на Таити и торжественное возвращение домой – уже на пассажирском пароходе.


Через 101 день пути команда «Кон-Тики» ступила на сушу одного из островков атолла Рароиа.

Загрузка...