krd-lada.ru

Удивительное путешествие нильса хольгерссона с дикими гусями по швеции. Мажит Гафури

Гусиный клин большинство людей видели хоть раз – два в жизни. Случается так, приезжаешь по весне на выходные в деревню, прогуляешься утречком на велосипеде рядышком с широким полем до местного магазинчика, случайно посмотришь вверх – а там высоко-высоко в небе пролетает клин птиц. Это – гуси. На таких высотах летают только эти птицы. Гуси наверняка летят на места кормежки. Вот они сядут в каком-либо месте, наедятся до отвала и полетят обратно – к месту ночевки. Человек к ним не подойдет – гуси очень осторожные.

Подобные наблюдения… вернее сказать, примечания гусиных стай крайне важны для охотников. Для того, чтобы добывать гуся – надо знать 100% , что гуси в этих местах есть. И если гуси время от времени пролетают, значит в этой местности они есть. Это просто отлично.

Также необходимо знать, в какое место именно гуси летают на кормежку. Проследить за ними можно при помощи бинокля – посмотреть на какое конкретно поле они сядут.

Охота на гусей — одна из самых популярных

Большинство охотников желают увидеть стаю гусей численностью 15-20 птиц: в этом случае имеет смысл отправляться на охоту за добычей. Такие гусиные стаи и, в самом деле, встречаются часто, но… как раз именно из таких стай добыть гуся гораздо сложнее. В стайке может быть и из 4-5 гусей, также гуси могут быть и одиночками. Замечая их охотники лишь разводят руками, а ведь добывать гуся из таких малочисленных стай в несколько раз проще.

Стая из 20 и больше гусей

Такие стаи встречаются чаще остальных. Это легко объясняется: гусь – стайная птица, компанейская и прекрасно организованная. Обычно, гуси и летают такими, многочисленными клиньями, которые и замечают охотники.

Вы уверены на 100%, что способны добыть гуся из такой многочисленной стаи? Вам известно, как жизнь устроена в гусиной семье? У этих птиц царит идеальный порядок. Наша армия с ее уставом и рядом не стояла. В первую очередь, стоит сказать про маршрут полета. И уже большое везение, что удалось заприметить птиц. Первыми в стае летят 2-4 гуся-разведчика. Если эти гуси на своем пути не видят холмы, скрады, укрытия, и что самое главное – нет людей, то они по-своему сообщают всей стае – можно лететь путь безопасен. И вся стая дальше летит по этому маршруту. Но только гуси-разведчики увидят незнакомое строение – шалаш, укрытие и т.д., гуси этим маршрутом больше не полетят, можно не надеяться.

Более того, многочисленную стаю очень просто спугнуть с места. Причем, это случится навсегда. Если гуси хоть раз заметят охотника на поле – они вообще могут больше не прилететь на это место. И это сделает не только конкретно эта стая, а все стаи вообще. Словно между ними существует связь.

Ну и, последнее, чтобы приманить крупную гусиную стаю, будут необходимы много профилей. Ведь меньшая стая чаще присоединяется в которой больше птиц. Многочисленной стае из 20 гусей будет не интересно спускаться к кучке из 5 – 8 птиц.

Стая из 4-5 гусей

Гораздо реже попадаются стайки численностью в 4-5 птиц. Но, они есть. Скорее всего, эти гуси просто отбились от своей основной стаи. Или наоборот, стая только начинает формироваться. Даже эти 4 – 5 гусей строго придерживаются устава. Днем и ночью они отдыхают на водоеме, а с утра пораньше и вечером отправляются кормиться на поля. И, если смотреть внимательно вверх, то можно увидеть в небе и такую небольшую гусиную стаю.

Такие стаи гусей не так осмотрительны и осторожны, как большие. Так как их крайне мало, то им сложно вести «дозорную» и «разведывательную» деятельность. Становится понятно, что охотнику добыть гуся из такой стаи проще. Да и профилей нужно совсем не много, эти гуси охотнее спустятся к профилям.

Добыть гуся проще из стаи в 4 — 5 птиц, чем если в ней более 20

Гуси – одиночки

Крайне редко, но можно увидеть и одинокого дикого гуся. Может быть, это гусь-разведчик. В этом случае за ним вскоре пролетит вся стая. А может и нет. Может этот гусь просто отбился от своей стаи?
Одиноких гусей добыть проще, чем всех остальных гусей. Такие гуси не могут вести разведку, а также кормиться и быть дозорным. Поэтому охотнику проще к нему подобраться. Если охотник заметит такого гуся, то шансы на успех у него увеличиваются значительно.

Ну, а вернувшись с удачной охоты нет лучше отдыха, чем баня Рязань . Любой русский (и не только) человек просто обожает настоящую русскую баню? Скорее всего это заложено, в каждом из нас на генетическом уровне. Даже в дрвности, когда еще не было водопровода в доме и в помине, баня ассоциировалась с очищением души, а не только тела. Комплекс «Золотая миля» предлагает прекрасный отдых от городской суеты, после удачной охоты или рыбалки в своих комфортабельных банях и саунах.

Вообще он заранее замечает себе место, с которого ему можно стрелять и вместе укрыться, высмотреть стаю, а иногда даже подождать, покуда она не сгрудится. Остается теперь самое главное - незаметно, не возбудив никакого недоверия в вожаке стаи и сторожевых гусях, подползти к ней. Но так как ползти приходится непременно на брюхе, то, очевидно, это гимнастическое упражнение не представляет ничего заманчивого и удается далеко не всякому охотнику. Промышленники же достигают в нем такой степени совершенства, что остается только подивиться их выносливости, терпению и неутомимости. Я сам не раз был свидетелем, как они проползали на брюхе, не сгибая ног, т. е. главным образом притягиваясь руками, из которых правая еще держит ружье более 50, иногда до ста сажен, что бывает, когда стая почему-либо идет в противоположную сторону. Выстрелив в сидячих гусей, промышленник сейчас же бежит подбирать убитых и раненых, а товарищ его навершне наблюдает, не упадет ли или не отстанет какой-либо гусь из стаи, и смотрит, куда опустится стая. Впрочем, редко удается в тот же день стрелять тех же самых птиц, так как они уже весьма недоверчиво смотрят на приближающихся всадников. Это имеет значение, только когда чем-либо потревоженная стая снялась до выстрела. При этой охоте всего выгоднее употреблять двуствольное ружье, далеко бьющее крупною (обыкновенно 1 №) дробью, так как почти всегда можно надеяться вышибить из поднявшейся стаи вторым выстрелом еще одного, а при удаче - и пару гусей или казарок. По рассказам охотников, нередко также бывает, что, если подстрелен вожак, пролетные нестреляные гуси, особенно казарки, поднявшись, снова спускаются к нему; бывали случаи, что промышленник успевал из засады снова зарядить свою одностволку и выстрелить в другой раз, хотя и с меньшим успехом. Редко удается застрелить на земле более 3-х, много 4-х гусей, но при некоторой сноровке и терпении нетрудно убить из харчистого дробовика до десяти казарок, особенно пискулек. Бывали даже случаи, что с одного выстрела ложилось до 15-ти штук мелких казарок. Заметим кстати, что подстреленные гуси и казарки, особенно с подшибленным крылом, тотчас же бегут, прижав голову к земле, в высокую траву, хлеб, даже кусты и прячутся там так искусно, что нескоро найдешь их. А потому надо ловить их как можно скорее и не иначе как за шею; крупные породы пребольно бьют крылом, а также щиплются. Между тем как охота с подъезда может назваться одним из самых активных способов добывания птицы, стрельба гусей с берега, с лодки и шалаша, вообще стрельба на воде, основана на выжидании и подстерегании птицы. Весьма немногие промышленники (я знал только одного такого) подходят к стае гусей, севшей на ночлег в камыши, да и кому охота брести, иногда по пояс, в воде в холодную сентябрьскую ночь и рисковать ничего не убить, так как весьма трудно в тихую погоду идти водой без малейшего шума и всплеска. Точно так же весьма малоупотребительна и стрельба гусей из шалаша. Это обстоятельство объясняется, во-первых, тем, что это вообще весьма осторожные птицы, крайне не доверяющие всякому подозрительному или новому предмету; во-вторых, зависит от того, что пролетная птица остается так недолго, что не успевает привыкнуть к последнему. Вот почему шалаш, столь удобный при стрельбе уток, не достигает здесь своей цели. Только одни местовые гуси, давно приглядевшиеся к нему, могут сделаться добычею охотника, да разве сдуру подсядет к нему какая-нибудь шальная стая пискулек. Шалаши делаются обыкновенно на мысах, островках или так называемых лавдах, т. е. трясинах, иногда плавучих островах, что совершенно верно, так как при сильных ветрах в большой прибыли воды они отрываются от берега и снимаются с мели и носятся по озеру до тех пор, пока не прибьет их к подветренному берегу или они не встретят на своем пути еще более мелкого места. В камышистых лавдах, вообще в камышах, следует делать шалаш из того же материала; на окрепших трясинах, где уже растет тальник, а иногда и чахлые березки, можно строить его из одних прутьев. Во всяком случае, никогда не следует делать шалаши из сена и очень высокими. Еще менее заманчиво подстерегание гусей днем за озерным валом, так как успех тут зависит иногда от простой случайности. Хотя, конечно, не подлежит никакому сомнению, что стая гусей или казарок, севши на воду, гребет всегда на ветер, тем не менее днем они редко подплывают близко к берегу, разве он совершенно открыт, а следовательно, не представляет укромных мест для охотника. Наконец, на собаку (см. начало статьи) не только гуси, но и казарки идут теперь очень плохо. Самая лучшая охота на гусей, бесспорно, стрельба их из лодки в лунные ночи. Вообще всякий испытавший какую бы то ни было ночную охоту, начиная с вечерней тяги вальдшнепа и кончая лу-ченьем рыбы, конечно, согласится со мной, что главная привлекательность охот подобного рода заключается никак не в ее добыч-ливости, что бывает весьма редко, а в той торжественности и поэзии, какая заключается в ночи и ее таинственных звуках, затрагивающих совсем другие, и конечно лучшие, струны охотника. Лицом к лицу с природой он только ночью выучивается понимать ее и сознает ее величие. Как охота выжидательная, ночная стрельба гусей из лодки в камышах может показаться иному нетерпеливому охотнику, подобно стрельбе на чучела, слишком скучной, но я никогда, даже при полнейшей неудаче, в обоих случаях не раскаивался и не бранил себя за неудачную поездку. Разумеется, ночная охота на гусей далеко не может сравниться, например, с лученьем, тем более ночной охотой на лося из лодки, с которой я со временем познакомлю читателей 1 . Последние, как охоты активные, стоят несравненно выше пассивных, тем не менее я всегда с удовольствием вспоминаю сентябрьские ночи, проведенные мною в камышах Тибуцких озер. Бывало, с нетерпением ждешь того времени, когда по всем признакам и расчетам, основанным на состоянии погоды, луны и ветра, надеешься на успех. Еще едва наступят сумерки, осторожно вплываешь в лес камыша и, подъехав к заранее примеченному ночлегу гусей и казарок - широкой курье, как бы озеру среди желтой нивы камыша, поспешно делаешь все необходимые приспособления: срезаешь или подламываешь вершины камыша, делаешь в них амбразуры и тихо поджидаешь прилета первой стаи. Стадо уток, сделав несколько кругов, садится поодаль лодки, но заметив охотников, с кряканьем летит в другой конец камышей; еще другая летит мимо; вот еще стая гоголей со свистом пролетает над самой головой и садится на середину озера; вдали зашлепали бесчисленные лысухи, и скоро зашелестили камыши от множества пробиравшейся по ним водяной птицы. Скоро все смолкает; быстро потухает вечерняя заря, наступает темная осенняя ночь; гусей все еще нет. «Га-га-га-га», - послышалось вдали, и огромная стая казарок с шумом садится на средину озера; еще стая, еще и еще; одна за другой летят они с лугов и полей Каслинской и Тибуцкой дач - заснувшее озеро снова оживает. Но через полчаса все тише и тише, все реже и реже слышится их гоготанье, опять тихо по-прежнему. Вот и давно ожидаемая луна; медленно подымается она из-за горизонта, освещая своим золотистым светом спокойную гладь озера. Осторожно плывут гуси к камышам; только изредка звонко вскрикивает какая-либо неугомонная казарка и глухо заговорят, как бы негодуя на нарушение тишины, ее товарищи. Наконец через широкую прогалину различаешь чернеющие массы - и недалеко они от края камышей. Тихо гогоча, вплывает первая стая в передний конец курьи, за нею другая, но каждая стая плывет отдельно, не смешиваясь одна с другой, с вожаком во главе и в строгом порядке; ясно виден черный силуэт каждой птицы, но ненадолго - тень от камышей на время скрывает их из глаз. Еще минута - передовой гусь показывается в переднем конце курьи, в 60 шагах. Наступает критический момент: затаив дыханье, не шелохнувшись, поджидаешь, пока не выплывет на средину вся стая, и с замирающим сердцем целишь в густую массу...

Наша Земля и её жители находятся в опасности: океаны загрязнены, площади лесов уменьшаются, а животные медленно вымирают. Что можете сделать лично вы, чтобы помочь нашей прекрасной планете? Метеоролог Кристиан Муллек нашел для себя ответ на этот вопрос. Он делает то, что он не только любит, но считает своим долгом.

В 1995 году француз Кристиан Муллек заметил, что белолобым гусям становится всё труднее и труднее перелетать из Германии в Швецию – их популяция существенно уменьшалась из-за отстрелов.

Муллек понимал, что пернатым срочно нужна помощь. После консультаций с австрийским зоологом Конрадом Лоренцем Кристиан сконструировал двухместный сверхлегкий самолет.

Теперь он летает на этом самолёте рядом с гусями и помогает им проложить наиболее безопасный маршрут сезонной миграции.

Сначала Муллеку было довольно сложно. Птицы просто не хотели лететь за ним, но в конце концов он их «убедил», и стая присоединились к его полёту.

Кроме того, Кристиан Муллек дает туристам возможность полетать вместе с гусями.

С марта по октябрь Муллек предлагает людям полетать с птицами. Некоторые из его гостей даже совершали пятнадцатичасовые перелёты, чтобы испытать это приключение вместе с Кристианом и гусями.

Пассажиры получают неимоверные впечатления и опыт.

Они могут рассмотреть многих птиц, а также наслаждаться невероятными видами замков, мостов и гор с высоты.

Муллек предлагает такие путешествия людям с ограниченными возможностями, чтобы они тоже могли получить ощущение полёта.

Кристиан считает свои перелёты с гусями не только «духовным опытом», но и возможностью зафиксировать угрозу исчезновения перелетных птиц в Европе из-за использования химических веществ в сельском хозяйстве и массовых отстрелов.

Полёты Муллека вдохновили его на огромное уважение к природе. Посмотрите это видео и, возможно, это вдохновит и вас!

Литературная викторина по книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

По программе Л.В.Занкова в третьем классе на уроках литературного чтения мы изучаем отрывок интереснейшего произведения С.Лагерлеф. Произведение стоит того, чтобы прочитать его полностью. После прочтения я предлагаю учащимся составить по несколько вопросов для проведения викторины. Вопросы сортирую по сложности.

После каждого раунда викторины выбираются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов (звездочек). Они проходят в следующий тур. В результате выявляется победитель.

Ребята с удовольствием готовятся к викторине. Вы можете и сами составить подобную викторину с вашими учащимися. Как образец предлагаю вариант. Для удобства в скобках написаны ответы. Успехов.

Раунд 1

    В какой стране происходит действие сказки? (Швеция)

    Как звали папу Нильса? (Хольгер Нильсон)

    Куда летели гуси? (в Лапландию)

    Сколько гусей было в стае? (14)

    Сколько лет было Нильсу, когда он повстречал гнома? (12)

    За что гном наказал Нильса?

    Кто открыл сундук мамы Нильса?

    Кто отсчитал десять страниц и сказал: «Чтобы к нашему возвращению
    все на зубок знал!» (папа Нильса)

10.В какой день недели началась эта история? (воскресенье)

11 .К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким?

коту)

12.Как получилось, что мальчик полетел с гусями в Лапландию?

13.Что Нильс всегда хранил в кармане? (ножик)

14.Где жил Нильс? (в маленькой шведской деревушке)

15.Как звали лучшего маминого гуся? (Мартин)

16.Как звали жену Мартина? (Марта)

17.Кто это сказал: «Люди были, есть и будут нашими врагами!» (Акка

Кебнекайсе - вожак стаи гусей)

18.Что сказала Акка перед тем как приняла Мартина в стаю? («Научиться

тому, чего не умеешь никогда не поздно») 19.Кто упал из дупла? (бельчонок Тирле) 20.Сколько бельчат было у белки? (5)

21. Как звали белку? (Сирле)

22.Кто выходил на охоту каждую ночь? (лис Смирре)

23.Как Нильс назвал лиса Смирре? (рыжим вором)

24.После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае? (после

того как Нильс спас гуся из когтей лиса)

25.Почему Нильс хотел познакомиться с белкой?

26.Кто рассказал Смирре, где гуси? (сорока)

27.Как отблагодарила белка Нильса?

28.Как Нильс колол орехи? (ему помогал Мартин)

29.Какой второй поступок совершил Нильс?

30.Почему лис просил Куницу и Выдру напасть на стаю гусей?

31 .Как Нильс наказал лиса Смирре? (надел на него собачий ошейник) 32.Почему Нильсу пришлось открывать запечатанный кувшин?

33.Где проходил праздник всех зверей и птиц? (на горе Кулаберг)

34.Кто жил в Глиммингемском замке? (совы и филин, дикая кошка,

летучие мыши, на крыше - аисты)

35.Как звали филина? (Флимнеа)

36.Кто плакал в пятой главе? (аист Эрменрих)

37.После чего Мартину пришлось лечить Нильса? (после укусов

муравьев)

38.Как Нильс справился со стаей крыс? (с помощью дудочки)

39.Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного

гнома)

40.Чем питался Нильс во время путешествия? (орехами) 41.Кто помог Нильсу поймать смирре? (собака)

42.Чем Нильс открыл кувшин, и что там было? (обглоданной костью)

43.В какой момент одной из гусынь пришлось исполнять роль лодки?

(когда Нильс, играя на дудочке, вел крыс к озеру)

44.Как звали вожака воронов? (Фумле-Друмле)

45.Как звали сторожа церкви? (Розенбум)

46.В каком звании был Розенбум? (старший боцман)

47.Сколько раз он был ранен? (2)

48.Как назывался подводный город? (Винетта)

49.Какое заклятие и за что наложил морской царь на Винетту?

50.Что надо было сделать, чтобы снять заклятье?

51. Кого спас Нильс от охотников? (медведицу с медвежатами)

52.Кто и как помог Нильсу за одну серебряную монету? (Фумле-Друмле) 53.Сколько гусят вылупилось у Мартина и Марты? (5)

54.Как назвали гусят? (Первый, Второй,...)

55.В каком городе жили удачник и неудачник? (Упсале)

56. Приемный сын Акки? (орел Горго)

57.Как называется книга, написанная Неудачником? («История города

Упсала»)

58.Как можно было снять заклятье с Нильса? (кто-нибудь по доброй воле

захочет стать таким же маленьким)

59.Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго)

60.Кто и почему согласился поменяться с Нильсом размером? (Юкси)

Раунд 2

1. Во что был одет гном? (На голове - широкополая шляпа, черный

кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)

2. Кто это - в кожаных штанах, в жилетке и в клетчатой рубашке с

большими пуговицами?

3. « От злости и обиды у домашних гусей даже глаза сделались красными»-

почему? (Разве это гуси? Это какие-то жалкие курицы! Оставайтесь в вашем курятнике!)

4. «Ах, вот это кто! - грустно подумал он. - Ну, значит, пропал я» - кто

это подумал и почему? (бедный гусь, попавший в пасть к Смирре)

5. В какой момент это произошло: «И вот камень дрогнул, качнулся и с

глухим грохотом отвалился от стены»? (крысы пробрались в замок)

    «Небо покрылось сотней точек и черточек, которые складывались то в
    ровный треугольник, то вытягивались, точно по линейке, в прямую
    линию, то вычерчивали в небе полукруги» - о ком этот фрагмент? (это
    утки, гуси, журавли, глухари летели к горе Кулаберг)

    После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека?

(После услышанного разговора двух сов о страшной тайне...)

8. «Вид у него был важный - длинный камзол, башмаки с пряжками, на

голове треуголка...» - чье это описание? (бронзовая статуя короля)

9. «Ради этого он согласился бы решить все задачи в учебнике по

арифметике и выучить все правила грамматики» - ради чего? (Как узнать, что от него хочет гном?)

    «На третьей улице башмачники шили сафьяновые сапоги и туфли с
    меховой опушкой...» - где находилась эта улица? (подводный город)

    «Кругом было темно, точно ночью. Потом глаза Нильса привыкли к
    темноте. Он увидел под ногами обнаженные корни деревьев, а над
    головой - клочок неба», - куда попал Нильс? (берлога)

    «Вскочив на стол, он выхватил из кармана свой ножичек и, как пилой,
    стал перепиливать веревки. Ножичек так и мелькал у него в руке...» - о
    ком этот фрагмент?

    «Весь в отца. Тот тоже вечно скандалил на птичьем дворе, никому
    прохода не давал» - думал Нильс, глядя.. …На кого?

    «Если Акка сама взялась за это, так уже дело верное. Она зря обещать
    не будет!» - думал Нильс. За что взялась Акка? (как освободиться от
    колдовских чар гнома)

15. «Так его, спеленатого, и понесла хозяйка в дом...» Кто и кого?
(Мартина, жена лесничего)

16. «Они подбирали их на крышах и чердаках, на ветках деревьев и на
дорожках сада, среди мусорной свалки и на колокольне собора. Куда
только не заглядывали ворон и мальчик!» - Что и для кого собирали
Нильс с вороном?

Раунд 3. Продолжи фразу.

    «Мальчишки от зависти лопнут, когда.….(увидят меня с ружьем»)

    «На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи
    гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота
    дергал за хвост, будто хвост - …. (это веревка от дверного колокольчика»).

    «Приснилось мне все это, что ли? - подумал Нильс. - Да, нет правая
    щека горит, словно... (по ней пришлись утюгом»)

    «Вдруг кот втянул когти и сказал: - Ладно, на первый раз хватит. Если
    бы твоя мать не была такой доброй хозяйкой и... (не поила меня утром
    и вечером молоком, тебе пришлось бы худо»)

    «Это были трудные дни для Мартина. Нужно было, и лечить Нильса, и
    кормить его. Сменив примочку из мокрых листьев и подправив
    подстилку, Мартин… (бежал в ближний лесок на поиски орехов».)

    «Не переставая наигрывать на дудочке, маленький человечек прыгнул
    на спину гусыни, и…. (она поплыла к середине озера».)

    «Вдруг что-то острое ударило его в затылок, чьи-то цепкие когти
    впились в ворот его рубахи, и Нильс... (почувствовал, что поднимается
    в воздух».)

    «А лису это будет хороший урок. Пусть навсегда запомнит, что никому
    ещё не удавалось перехитрить старого атамана... (Ну, кое-кому
    удавалось! - подумал Нильс».)

    «На деревянной его груди висела деревянная дощечка, но которой
    было написано: Прохожий! На твоем пути

Смиренно я стою.

Монетку в кружку опусти -

. (И будешь ты в раю!»)

10.«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и... (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)

11. «Не спешите так, господин медведь, - храбро заговорил Нильс. -
Конечно, проглотить меня вам ничего не стоит. Только я вам не
советую... У меня для вас важные новости».)

    «Весь в отца, - думал Нильс, глядя на Юкси. - Тот тоже вечно
    скандалил на птичьем дворе, никому проходу не давал... (А зато теперь
    какой хороший гусь».)

    «Это был могучий и смелый орел. Даже родичи побаивались его и
    никогда не вступали с ним в спор... Но за всю свою жизнь он ни разу не охотился у Серых скал и...(не тронул даже кончиком когтей ни одного дикого гуся».)

    «Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями.
    Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь…. (в дневнике у него
    поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться».)

Уроки гусиной стаи

Милтон Олсон написал трогательную историю, напоминавшую о силе группы людей, объединенных выбором общего направления. Она называлась «Уроки гусиной стаи». Впоследствии о практических случаях применения этих уроков рассказала в аудиокурсе лекций Энжелес Эрриен, одна из известных специалистов в области антропологии. Шэрон Уоррен в своей книге «Магнит для счастья, или Как притягивать в свою жизнь чудеса» также рассказывает об уроках гусиной стаи.

Первый урок гусиной стаи. Взмахи крыльев каждой птицы в стае создают подъемную силу для птиц, летящих следом. Построение клином на 71 % увеличивает дальность полета стаи по сравнению с возможностями отдельной птицы.

Урок: Людям, которые движутся в одном направлении и обладают чувством содружества и коллективизма, добраться до цели гораздо проще, потому что они полагаются друг на друга.

Второй урок гусиной стаи. Когда гусь выпадает из строя, он сразу чувствует, насколько тяжело одному бороться с сопротивлением воздушного потока, и быстро возвращается обратно в строй, чтобы воспользоваться преимуществами подъемной силы, создаваемой птицами, летящими перед ним.

Урок: Если мы не глупее гусей, то останемся в коллективе вместе с людьми, которые ведут нас туда, куда мы хотим попасть, и станем с готовностью принимать их помощь и помогать другим.

Третий урок гусиной стаи. Когда гусь, который ведет стаю, устает, он возвращается в задние ряды, а его место занимает другой гусь.

Урок: Необходимо по очереди сменять людей, выполняющих трудные задачи, и распределять руководящие роли. Люди, как и гуси, зависят друг от друга.

Четвертый урок гусиной стаи. Гуси, летящие сзади, криками подбадривают летящих впереди, чтобы те поддерживали скорость!

Урок: Мы должны следить за тем, чтобы наши крики из задних рядов были выражением ободрения, а не чего-либо другого (критики, жалоб или соперничества).

Пятый урок гусиной стаи. Когда гусь слабеет или ранен, два гуся оставляют стаю, чтобы помочь и защитить его. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь снова или не умрет. Тогда они либо пускаются в путь вместе с другой стаей, либо догоняют собственную.

Урок: Если мы не глупее гусей, то тоже будем стоять друг за друга в трудных или стрессовых ситуациях, а также тогда, когда мы полны сил.

Как иерархия тормозит инициативу

Один из величайших консультантов и лидеров XX века Марвин Бауэр писал в своей книге «Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией» , что власть, которой каждый начальник обладает над подчиненными, налагает на него своего рода путы. Это выражается в:

Нежелании людей спорить с руководством;

Нежелании предоставлять информацию или высказывать свое мнение, пока тебя не спрашивают;

Нежелании проявлять какую-либо личную инициативу.

И хорошие начальники стремятся выстраивать отношения с подчиненными таким образом, чтобы ослабить эти внутренние ограничители, хотя им совсем не просто смириться с возражениями подчиненных.

В нашей галерее лидерской славы (см. сверху вниз) портреты таких удивительных лидеров-провидцев, как Тиресий, Мишель Нострадамус, Альберт Великий, Вольф Мессине, Вангелия Гуштерова, Луи де Гамон, Мэри Бейкер-Эдди, Монах Авель, Эдгар Кейси.

4 правила эффективного лидера в условиях неопределенности

Стивен Р. Кови, Боб Уитман и Брек Ингланд в книге «4 правила эффективного лидера в условиях неопределенности» подробно описывают принципы «успеха в горах», которые проверены временем и никогда не меняются. По аналогии лидеры могут использовать их и в других областях и сферах деятельности. Для этого им нужно:

Обеспечивать превосходное исполнение своих приоритетных задач;

Двигаться со скоростью доверия;

Достигать большего меньшими ресурсами;

Уменьшать страх.

Из книги Кризис – время делать карьеру автора Исаева Виктория Сергеевна

Из книги Сотрудники на всю жизнь. Уроки лояльности от Southwest Airlines автора Грабс-Уэст Лорейн

Из книги Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века [Хорошее качество в FB2!] автора Коттер Джон

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Книга начинающего эгоиста. Система «Генетика счастья» автора Калинский Дмитрий

Уроки успеха Прощание с невезением Что ж, давайте подведем черту. Мы с вами освободились от чувства вины и чувства долга, перестали предъявлять претензии к себе и окружающим, быть недовольными собой и другими, избавились от жалости и привычки сравнивать все и вся. Иными

Из книги Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга [Уникальная программа управления собой] автора Питерс Стив

Из книги 100 способов избежать неприятностей автора Черниговцев Глеб Иванович

Неподготовленные уроки Неподготовленные уроки – это не неприятность. Неприятность – это когда о них становится известно учителю. Поэтому для того, чтобы ее избежать, ребенок должен вовремя выполнять все, что задают на

Из книги Миллионер за минуту. Прямой путь к богатству автора Хансен Марк Виктор

Из книги Что делать, когда не знаешь, что делать автора Херринг Джонатан

Уроки из ошибок Если вы хотите извлекать уроки из своих ошибок, вам необходимо понять, что именно было сделано не так. Не судите себя слишком строго, вам просто нужно понять, какие сбои произошли в вашем процессе выработки решения и сможете ли вы что-то сделать в следующий

Загрузка...