krd-lada.ru

Мэри роуз корабль. Парусник «Mary Rose» любимый корабль Генриха VIII

Этот созданный по последнему слову техники парусник являл собой гордость королевского флота. Он затонул в спокойный летний день 1545 года. Эта катастрофа унесла жизни более 400 человек. Причины гибели боевого парусного корабля Генриха VIII остались загадкой.

Генрих VIII стал королем Англии в 1509 году. Уже тогда молодой правитель представлял свою державу в роли одной из ведущих государств Европы. Особое место в его амбициозных планах занимал «Mary Rose» . Генрих считал, что это , названное в честь младшей сестры, станет его тайным оружием.

король Генрих VIII с сестрой

Быстрый, маневренный флагманский корабль «Mary Rose» с мощным вооружением на борту выходил победителем из каждого сражения. За него он заплатил по тем временам колоссальную сумму 3000 фунтов.

Парусник «Mary Rose » был построен в Портсмуте, Англия между 1510 и 1511 годами. По своей конструкции он на 70 лет опережал свое время. Его техническим прорывом было то, что парусник уже изначально был спланирован как боевой корабль, тогда как ранние постройки подобных кораблей осуществлялись, как правило, из торговых судов. При его строительстве использовались около 600 огромных дубовых бревен, что составило площадь 16 гектаров. Прочность конструкции подтверждала, что ни одно оружие не может уничтожить парусный корабль.

«Mary Rose » был одним из первых , у которых обшивные доски крепились край к краю, а не внакрой, что облегчало постройку бойниц. Это же позволило оборудовать парусник различными видами орудий и успешно их задействовать в битве. В дополнении ко всему благодаря острым обводам корпуса, корабль развивал высокую скорость для того времени. Во время одного из сражений с французами парусник «Mary Rose» преследовал неприятельское судно, благодаря невероятной скорости он сравнял дистанцию на расстояние пушечного выстрела. Одно ядро орудийного выстрела срубило мачту французского корабля, убив при этом более сотни человек. После этого случая моряки прозвали «Mary Rose» корабль-убийца .

парусник «Mary Rose»

орудие корабля

Обладая мощным боевым кораблем , который справно служил ему 34 года, король Генрих VIII совершал на нем дерзкие нападения на французские суда и на владения Франциска I. Вскоре королю Франции это надоело, он собрал армаду кораблей и отправился в Англию.

Летом 1545 года огромный французский флот прибыл к берегам Англии. Король Генрих VIII располагал всего 63 кораблями во главе с флагманом «Mary Rose». Корабль-убийца возглавлял английскую эскадру, расположившуюся в гавани Портсмута в Спидхеде в 3 милях от вражеской армады, которая к тому времени выдвинулась из Solent по направлению к восточному побережью острова Wight.

19 июля 1545 года началось морское сражение, а парусник «Mary Rose» внезапно исчез под водой. Вместе с кораблем погибло более 400 моряков.

Английский флот уступал в количественном соотношении один к четырем. Потеря уникального боевого корабля грозила поражением в битве.

Основную мощь французской армады составляли . Эти корабли могли маневрировать независимо от ветра, а в штиль, за счет гребцов они развивали скорость до 5 узлов, что было гораздо выше скорости хода британских парусных кораблей . Также галеры считались легко управляемыми и могли беспрепятственно пересекать мелководье. Еще одним новшеством этих кораблей было наличие орудий в носовой части, что представляло серьезную угрозу англичанам.

гравюра «Битва в гавани Портсмута»

19 июля 1545 года стоял солнечный летний день. На море был полный штиль. Парусники англичан находились в невыгодном положении. Они не могли маневрировать и наводить свои орудия на французские корабли . В первой половине дня двигаться могли только галеры. Они атаковали беспомощный британский флот , пока тот дрейфовал.

Позднее ход событий изменился. Поднялся ветер, течение поменяло свое направление, и английские , наконец, двинулись навстречу галерам.

Французская армада выжидала удобного момента для атаки. Разведчики, побывавшие в гавани Портсмута, выяснили, что канал слишком узок, и попасть в гавань не удастся. Стало ясно, что причалить к берегу не представляется возможным. Французский флот стал открытой мишенью. На кораблях заканчивались запасы воды и провизии. В результате, Франциск I принял решение вернуться обратно во Францию.

крен парусника «Mary Rose»

Что именно стало причиной крушения парусного судна остается не выясненным. Не удивительно, что ни одна из версий не рассматривала попадания французского ядра в качестве причины затопления корабля. Один из выживших сообщил Послу Великой Римской империи, что парусник внезапно накренился и наполнился водой. В других летописях винят плохую устойчивость судна из-за перегрузки артиллерией.

Ясным солнечным днем 19 июля далекого 1545 г. навстречу французской эскадре, появившейся у берегов Британии - на подступах к Портсмуту, выходили главные силы английского флота. Со стены королевского замка Саутси Генрих VIII с гордостью наблюдал за тем, как ставят паруса на его любимом корабле, носящем имя сестры - красавицы Мэри.

Четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» была одним из сильнейших и красивейших кораблей своего времени. Обыгрывая слово «роза» в ее названии, некий современник - сэр Говард - назвал эту каракку «великолепнейшим цветком из всех кораблей, которые плавают ныне». Построенная мастером Джеймсом Бэкером здесь же, в Портсмуте, 35 лет назад, каракка была перестроена. В бортах ее прорезали ряды портов - это позволило расставить пушки на батарейных палубах и увеличить общее их число до 91 (в это число вошли и тяжелые орудия, стрелявшие 50-фунтовыми ядрами, и всевозможные пищали и даже мушкеты).

Заняли свои места 185 канониров и мушкетеров, лучников и копьеносцев. Вместе с экипажем из 200 моряков во главе с капитаном сэром Роджером Гренвилем на корабле находилось около 700 человек - при абордажной схватке это была большая сила .


То, что неожиданно для всех произошло дальше - на глазах у ошеломленного короля, в старой хронике описано примерно так: «Идущий первым лучший корабль под названием «Мэри Роуз» из-за глупой ошибки утонул во время поворота посреди рейда, перегруженный артиллерией и воинами в доспехах, из-за того, что прорезанные очень низко орудийные порты подветренного борта были открыты»...

Французы приписали гибель «Мэри Роуз» действию своего победоносного оружия, однако, вероятнее всего, виноват был порыв ветра, налетевший как раз в то время, когда перегруженный высокобортный корабль делал поворот. Люди попадали. К подветренному борту скатились пушки и сорванные с креплений предметы, что привело к быстрому нарастанию крена; вода хлынула внутрь, корабль перевернулся и затонул. Экипаж и воины в полном боевом облачении оказались в ловушке; спаслось не более 35-40 человек, сумевших выбраться из паутины снастей и парусов (как отмечал хроникер, в основном это были легко одетые слуги именитых рыцарей). На берегу хорошо был слышен «ужасающий протяжный вопль»...

Глубина в месте гибели корабля была небольшой (по некоторым сведениям - около 15 м), так что первое время при отливе виднелись верхушки мачт. Естественно, сразу же после катастрофы стали предприниматься попытки спасти хоть что-нибудь из наиболее ценного оборудования и имущества. Удалось поднять лишь несколько легких пушек, парусов и рей, так что года через три-четыре это дело забросили.

Почти триста лет спустя, в 1836-1840 гг., останки потерпевшего крушение корабля были найдены одним из пионеров водолазного дела Джоном Дином: он сообщил о своей находке на публичном аукционе в Старом Портсмуте. Однако он же и уточнил, что корпус «Мэри Роуз» глубоко ушел в грунт и при существующей водолазной технике практически недоступен.

В шестидесятых годах уже нашего столетия английский морской историк Александр Макки опубликовал результаты пятилетних поисковых работ небольшой группы аквалангистов-любителей. Под руководством Макки и археолога Маргарет Руль, кстати сказать, лично совершившей 800 погружений, был тщательно обследован весь район гибели «Мэри Роуз». Положение и состояние останков корпуса корабля изучалось при помощи новейшей гидроакустической аппаратуры.

Со дна моря подняли в общей сложности 13 703 предмета. Около 4000 из них составляли найденные в этом районе стрелы, но (увы!), кроме одной, они, как выяснилось, не имели никакого отношения к лучникам, находившимся в тот злополучный день на борту «Мэри Роуз»: были выпущены или гораздо раньше или гораздо позже. Зато остальное не вызывало сомнений. Здесь были сотни больших луков, любопытнейшие музыкальные инструменты, самые различные вещи из личного имущества моряков и воинов, обломки и целые детали корпуса.

Подъем на поверхность станового якоря, который и сегодня вполне можно было использовать по прямому назначению, бронзового корабельного колокола с датой «1510» и особенно-великолепной бронзовой пушки с эмблемой Тюдоров и гравированными именами мастеров устранил все сомнения в подлинности находки и в том, что еще могут быть найдены ценнейшие предметы, способные расширить наше представление об эпохе и о технике XVI века.

Все, представляющее интерес для широкой публики, сразу же выставлялось на общее обозрение в специальном музейном комплексе, расположенном на Портсмутской верфи, недалеко от вечной стоянки флагманского корабля Нельсона «Виктории. Экспозиция находок с «Мэри Роуз» вызвала огромный интерес. Если около десяти лет группа Макки работала без всякой финансовой поддержки - на свой страх и риск, то в 1979 г., была учреждена компания «Мэри Роуз», поставившая своей целью подъем и восстановление корпуса корабля, а затем вооружение его и организацию музея. Президентом компании стал принц Чарльз, также совершивший несколько погружений. Необходимые для начала работ 4 млн. фунтов стерлингов были собраны благодаря пожертвованиям многих фирм Англии и США, а также благодаря развернутой продаже сувениров. В частности, было изготовлено 850 точных копий образцов оловянной посуды и бутылей, принадлежавших морякам с «Мэри Роуз»; некоторые из этих копий продавались по 12 000 фунтов!

Работы, непосредственно связанные с подготовкой к подъему «Мэри Роуз», начались в июне 1982 г. Корабль лежал на правом борту, глубоко зарывшись в ил. Состояние корпуса его было значительно хуже, чем шведского 64-пушечного корабля «Ваза», затонувшего в 1628 г. и поднятого в 1957-1961 гг. Конструкции левого борта и палуб развалились. Не могло быть и речи о том, чтобы поднимать эти останки привычными методами подъема стальных судов.

Был принят план, разработанный полковником Уэнделом Льюисом с учетом опыта подъема «Вазы». Над местом гибели «Мэри Роуз» стало на якоря водолазное судно «Слейп-нер», получившее известность именно тем, что оно участвовало в подъеме шведского корабля. Водолазы расчистили останки «Мэри Роуз», разобрали самые ветхие части корпуса и как могли подкрепили сохранившимися обломками его основные продольные связи. Носовую часть корабля для уменьшения габаритов и веса поднимаемого груза отделили. Практически на дне осталось днище «Мэри Роуз» с правым бортом и примыкающими к нему обломками бимсов.

В более или менее хорошо сохранившихся деталях набора просверлили 80 отверстий и закрепили в них рым-болты для крепления тросовых стяжек. Сверху над поднимаемым корпусом осторожно поставили огромную (35 X 15 м) трубчатую подъемную раму на четырех телескопических ногах-опорах. (Спуск этой рамы под воду был обставлен торжественной церемонией. Газетчики объявили это началом решающей стадии работ. Маргарет Руль разбила о ярко-оранжевую трубу бутылку сидра и призвала небесные силы помочь в благом деле.) К подъемной раме тросовыми стяжками - впоследствии они распродавались как сувениры - аккуратно подвесили останки «Мэри Роуз» и одновременно размыли под ними грунт, чтобы облегчить их отрыв от дна.

Первый и самый ответственный, хотя и не видный зрителям, этап подъема прошел без всяких осложнений: «Мэри Роуз» чуть приподняли, осторожно перенесли в сторону и уложили на поставленную рядом жесткую платформу с набором из 12 мощных двутавровых поперечных балок-лекал и кильблоков, подогнанных по обводам корпуса. Это еще не все. На кильблоки были уложены мягкие емкости, играющие роль подкладок-кранцев. Первоначально эти емкости были заполнены водой, а в дальнейшем, при подъеме «Мэри Роуз» на поверхность, их заполнили сжатым воздухом.

После проверки правильности положения корпуса на лекалах четыре ноги-опоры жестко соединили верхнюю раму и нижнюю платформу в одно целое. Благодаря этому свободно лежащий между рамой и платформой ветхий корпус «Мэри Роуз» не должен был испытывать никаких усилий при подъеме из воды и транспортировке в сухой док. Казалось бы, все до мелочей было предусмотрено. И тем не менее участники подъема очень волновались.

С середины августа ожидал своего часа один из самых мощных в мире плавучих кранов - 1000-тонный «Тог Мор». И вот его поставили на якоря с таким расчетом, чтобы гак 90-метровой стрелы оказался точно над центром подъемной рамы. Водолазы закрепили к раме четыре стальных троса - подъемные стропы - и покинули место работ; кстати сказать, в общей сложности они провели на «Мэри Роуз» ни много ни мало, а 4,5 человеко-года. Груз, который предстояло вынуть из воды, весил около 550 т.

Однако решающего момента пришлось ожидать еще целых две недели! В краткие промежутки времени между действием прилива и отлива неизменно дул сильный ветер, шла крупная волна, мешали различные неполадки. Наконец, погода, вроде бы, установилась. Компания объявила дату подъема-10 октября.

Уже на рассвете около полусотни больших и малых судов со зрителями и патрульных катеров заняли позиции в 300-400 м вокруг крана-великана. Но когда водолазы еще раз осмотрели платформу, обнаружилось, что одна из опор верхней рамы почему-то деформировалась. К исходу дня было объявлено, что из-за необходимости устранения неисправности подъем откладывается. Прошла еще одна бессонная ночь.

В 9 утра 11 октября миллионы телезрителей и все присутствующие наконец-то увидели, как искривленные черные концы шпангоутов «Мэри Роуз» спустя 437 лет после того, как корабль погиб, показались на поверхности. Зрители, ожидавшие увидеть корабль, который стремительно вырывается из глубин в тучах водяной пыли, с развевающимися флагами, были, разумеется, разочарованы: подъем, осуществляемый под руководством инженеров фирмы «Роял Инжинерс» по графику, составленному при помощи компьютера, шел очень медленно и оказался малоэффектным зрелищем.


Море было спокойно, только сильный косой дождь затруднял работу. Президент компании все последние сутки находился в штабе операции и уже дважды опускался на дно моря. Спустя 3,5 часа после появления «Мэри Роуз» на поверхности он вместе с Маргарет Руль начал осмотр конструкций. И в этот момент воздух раскололся от грохота и лязга рвущегося металла. Лопнул стальной палец, фиксирующий положение рамы на одной из трех действующих опор, раму перекосило (примерно на 2 м) и при этом едва не погибли оба основателя компании. Тем не менее все кончилось благополучно. Выскочивший из гнезда платформы конец опоры лишь выбил небольшой участок могучей дубовой балки.

Через 14,5 часов после начала подъема кран бережно опустил «Мэри Роуз» на палубу понтонной баржи «Тоу-I», которая была затем отбуксирована в Портсмут.

Работы по консервации конструкций корпуса развернулись с первых же часов: их стали непрерывно поливать пресной водой, вымывая соль. Поднятые же по отдельности 3300 обломков еще раньше поступили в лабораторию для очистки и обработки специальными консервирующими составами.

Специалисты считают, что для полной реставрации корпуса «Мери Роуз» и организации музея потребуется около 20 лет, но поднятая часть останков корабля будет открыта для обозрения уже в ближайшее время. Маргарет Руль заявила: «Если раньше, до 11 октября, «Мэри Роуз» принадлежала только нам - тем, кто мог нырять под воду, то теперь она принадлежит всем!».

Примечания

1. По нынешним меркам, этот величественный, с высокими и богато украшенными носовой и кормовой надстройками корабль совсем не был таким уж большим. Длина его корпуса составляла около 43 м, водоизмещение - около 700 т. Как при выходе в бой на «Мэри Роуз» разместились 700 человек, представить трудно. Очевидно только одно: основная часть вооруженных воинов находилась наверху и это не могло не сказаться на остойчивости корабля.

В 1511 году в Портсмуте, под руководством английского короля Генриха VIII, был сооружен первый огромный корабль «Мэри Роуз» . Как и будущий «Великий Гарри» «Мери Роуз» представлял из себя модернизированный вариант испанских каракк. Водоизмещение составляло 700 тонн – таким цифрам на то время могло похвастаться далеко не каждое судно.

После того как «Мэри Роуз» проплавал под английским знаменем 25 лет его отправили на модернизацию, там ему увеличили пушечную мощь и создали дополнительные места для стрелков и воинов. Таким образом, на борту корабля и его надстройках насчитывалось уже 90 пушек, при экипаже в 500 человек (не считая солдат, количество которых переваливало за 250). При таком водоизмещении и габаритах корабль был явно перегружен, что несомненно должно было сказаться на остойчивости судна. Впоследствии именно этот факт и сыграл роковую роль в судьбе «Мэри Роуз».

Летом, 19 июля, 1545 года корабль покинул Портсмут и направился на перехват французской эскадры. Проплывая пролив Те-Солент «Мэри Роуз» неожиданно накренился и в раскрытые орудийные порты хлынули большие потоки воды. За несколько минут корабль полностью ушел под воду. Самыми вероятными причинами этой трагедии считается как раз плохая устойчивость корабля в сочетании с не профессиональным маневрированием в проливе.

В 1965 году английский энтузиаст А. Макки взялся за поиски «Мэри Роуз». Его вдохновляла история о том, как был найден шведский корабль «Васа» подводником А. Франсеном. И ему так же как и его предшественнику улыбнулась удача! Уцелевший корпус корабля был найден. В 1982 году стартовал сбор средств на подъем «Мэри Роуз». Самой серьезной проблемой при поднятии парусника оказалась ветхость его корпуса, что требовало трудоёмкой и трудной работой в процессе вызволения его из морского плена. Поэтому решено было разрыть грунт вокруг корабля и проложить под ним специальный каркас, который затем поднялся плавучим краном вместес судном. В наше время сохранившиеся части корабля хранятся в музее Портсмута, включая навигационные приборы, пушки и даже посуду.

Роза Мэри Роуз (Mary Rose)- популярный сорт из коллекции Дэвида Остина, с обильным цветением и другими выдающимися характеристиками. Он был выведен в Великобритании более 30 лет назад и по сей день находится на пике популярности во многих странах, в том числе в России.

Описание сорта и характеристика

Описание сорта, а также характеристика, представленные оригинатором, в полной мере раскрывают все достоинства розы Мэри Роуз:

  • очень продолжительное и рано начинающееся волнообразное цветение;
  • практически полное отсутствие перерывов между волнами цветения;
  • близкий к идеальному характер роста;

  • формирование ветвистого и очень мощного розового куста высотой до 1,5 метров;
  • повышенную устойчивость к распространённым заболеваниям на всех стадиях вегетации;
  • образование очень привлекательных ярко-розовых цветков с чашевидной формой старинных роз и сильным ароматом, диаметром 70–80 мм на стадии полного раскрытия;
  • привлекательность цветков за счет хорошо выраженной сердцевины и волнистых лепестков, с внешней стороны отогнутых наружу, а с внутренней - загнутых к центру;
  • декоративный вид, придаваемый розе соцветиями-кистями, состоящими из 3–7 цветков;
  • длинные, крепкие и колючие побеги со средним уровнем облиственности.

Как посадить розу (видео)

К недостаткам сорта можно отнести склонность к осыпанию и выгоранию лепестков и не слишком высокую декоративность листвы, которая к тому же может поражаться черной пятнистостью.

Мэри Роуз была использована в качестве родительского сорта при выведении таких знаменитых разновидностей, как Winchester Cathedral и Redoute.

Перед посадкой корневую систему растения следует подрезать и замочить на сутки в воде с добавлением стимулятора укоренения. В посадочную лунку размерами 50х50 см необходимо добавить смесь перегноя, компоста и садовой земли. При высаживании место прививки следует заглублять в грунт на 7–10 см, чтобы предотвратить образование дикой поросли привоя. После высаживания надземную часть розового куста нужно окучить: это улучшит его укоренение.

Выращивать в условиях приусадебного цветоводства не слишком сложно. Достаточно проводить комплекс мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для роста и развития декоративной культуры:

  • по мере подсыхания грунта, в вечернее время осуществлять поливы из расчета 5–7 л воды на куст;
  • до начала массового цветения вносить азотсодержащие удобрения, а на стадии цветения отдавать предпочтение фосфорным и калийным удобрениям;
  • в сезон затяжных дождей бутоны достаточно тяжело самостоятельно распускаются, поэтому нуждаются в сторонней помощи;
  • своевременно удалять все отцветшие и увядшие цветки, чтобы стимулировать образование новых бутонов;
  • своевременно удалять слабые, недоразвитые, старые и больные побеги;
  • для формирования более крупных цветков производить формирующую обрезку, которая заключается в укорачивании стеблей на 50% от общей длины;
  • не менее трёх раз за сезон осуществлять профилактическую обработку растений пестицидами или народными средствами;
  • укрывать кусты на зиму посредством воздушно-сухого метода.

Применение в декоре сада

Розовые кусты практически незаменимы в ландшафтном дизайне садовых и приусадебных участков. Сорт Мари Роуз отличается не только плотными и невероятно красивыми бутонами, но и чувственным ароматом, источаемым при цветении. Роза отлично подходит для оформления розариев , а за счёт большого объема листовой массы широко используется в миксбордерах. Высокая устойчивость к заболеваниям и зимним морозам позволяет применять сорт Мари Роуз в качестве солитера.

Очень удачным является сочетание этой розы с Slachys byzantina, анафалисом трехжилковым, низкорослой полынью Шмидта и Artemisia stelleriatia. Мари Роуз хорошо смотрится в комбинации с бледной серебристо-сизой листвой и белыми цветками ползучей ясколки Биберштейна. Особую привлекательность розовому цветнику придают такие разновидности хост, как Hosta fortuneï, Hosta sieboldiana и хоста тардиана. Благодаря обильному цветению сорт Мари Роуз используется в ландшафтном дизайне практически повсеместно.

Отзывы цветоводов

По мнению опытных цветоводов, сорт Мэри Роуз прекрасно подходит для культивирования в условиях северного цветоводства и хорошо зарекомендовал себя при выращивании в Ярославской, Ивановской и Костромской областях. Положительные отзывы о нем основываются на следующих наблюдениях:

  • в регионах с неустойчивой погодой кусты Мэри Роуз болеют крайне редко;
  • даже при неблагоприятных почвенно-климатических условиях и малоснежных зимах сорт прекрасно зимует;
  • в холодных летний период и при недостаточном освещении роза стабильно дает две мощные волны цветения.

По наблюдениям цветоводов, пятилетний розовый куст Мэри Роуз даже при погрешностях в уходе остается очень аккуратным, но раскидистым: размеры его надземной части составляют 1х1 м. При соблюдении технологии выращивания, растение образует очень много цветков, а их размеры достигают в диаметре 12 см.

Лучшие сорта Дэвида Остина (видео)

Зацветает роза одной из первых, а отцветает последней, после наступления ощутимого осеннего похолодания. Осенью цветки держатся дольше, чем у остальных сортовых роз, и имеют более яркую окраску. В бордере взрослые кусты Мэри Роуз смотрятся очень привлекательно и декоративно. Крупные соцветия равномерно располагаются на кусте, усыпая его снизу доверху.

1545 год. Со стен замка Саутси английский король Генрих VIII, руководивший с суши сражением флота с французской армадой из 200 кораблей, блокировавшей Портсмут, наблюдал за действиями своего флагмана «Мэри Роуз». Построенный по его указанию в 1509 году, этот большой четырёхмачтовый корабль, водоизмещением около 700 тонн, потрясал воображение современников и прославлял правящую династию Тюдоров. И действительно, его появление совершило буквально революцию в судостроении.

Особенностью «Мэри Роуз», было то, что она предназначалась специально для ведения артиллерийского боя на море. Этой цели подчинялось и размещение орудий на нескольких палубах в корпусе и надстройках, более совершенное парусное вооружение, и особо мощный корпус, способный выдержать и отдачу собственных орудий, и попадание вражеских ядер. По сути, это была первая плавучая батарея английского флота. Корабль получил поэтичное название «Мэри Роуз» в честь любимой сестры короля принцессы Мэри.
Генриху было чем гордиться. В 1512 году, в морской битве с французами у берегов Бретани «Мэри Роуз» огнём своих пушек уничтожила французский флагман, на котором сражались около 300 вражеских моряков. Потом были другие битвы, обстрел французских городов, победоносная война с Шотландией. И вот теперь вновь наступил момент, когда «Мэри Роуз» могла блеснуть своей мощью.
Король, не скрывая восхищения, внимательно следил в подзорную трубу за кораблём. Вот он чуть накренился, совершая очередной манёвр, и вдруг… стал заваливаться на бок! Генриха обуял ужас. Он не верил своим глазам. Вопль тонущего экипажа корабля достиг его слуха.
Через несколько минут всё было кончено. Некогда грозный корабль камнем ушёл на дно пролива Солент, лежащего между Портсмутом и островом Уайт, увлекая за собой более 650 человек.
Причина гибели «Мэри Роуз» так и осталась загадкой для современников. Вероятно, его залило водой через открытые орудийные порты нижней батарейной палубы. Но почему они были открыты при маневрировании? Из-за небрежности или недисциплинированности команды, а, может быть, из-за самоуверенности её капитана – вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью? Кто знает.
Так или иначе, но попытки поднять «Мэри Роуз» начались практически немедленно после её гибели, однако по горячим следам удалось достать только реи, паруса и часть орудий. Спустя два года, в 1547 году, Генрих VIII скончался, и про несчастный корабль забыли почти на 300 лет. Лишь в 1839 году водолазы наткнулись на «Мэри Роуз». Это были охотники за подводными сувенирами, два брата из Кента, Джон и Чарльз Дины. Местные рыбаки попросили их осмотреть дно, где их сети цеплялись за какое-то препятствие.
Братья с энтузиазмом взялись за добычу «сувениров». За два года работы Динам удалось поднять 4 бронзовых орудия, 11 железных пушек, 6 частей от казнозарядных орудий, много железных и каменных ядер, 8 боевых луков, якорь-«кошку», стеклянные бутылки и много «мелочёвки». Всё это было детально описано и зарисовано, а затем продано с аукциона. Некоторые «сувениры» братьев Динов удалось найти спустя века. Так, например, одно орудие долгие годы являлось украшением пригородной станции, а грубо сработанный орудийный станок «пылился» на складах военно-морской базы. Но главным сокровищем, оставшимся в наследие потомкам от братьев Дин, стала сохранившаяся в архивах переписка с адмиралтейством и подробная карта, где было отмечено место их погружений. Эти бесценные для исследователя документы и были обнаружены в 1960-х годах Александром Макки – военным историков, опытным ныряльщиком и подводным археологом-любителем.
Но иметь подлинные материалы с указанием относительно точного места гибели корабля это ещё полдела. Для проведения экспедиционных исследований необходимы поисковые приборы и деньги, и, как прекрасно понимал Макки, большие. Правда, первую проблему удалось решить относительно быстро. По счастливой случайности, в Портсмуте в это время работала американская научная экспедиция во главе с разработчиком гидроакустической поисковой аппаратуры Эджертоном. Его-то Макки и удалось заинтересовать проектом.
Первый же заход показал, что в предполагаемом месте гибели «Мэри Роуз» действительно есть аномалия, в грунте имеется инородное тело. Но искомый ли это корабль? И Макки, вооружившись длинным прутом с полым заострённым наконечником, ринулся в подводную глубину. Прощупывая таким образом грунт, он вскоре упёрся во что-то твёрдое. На поверхности из полого наконечника был извлечён кусочек дерева, возраст которого, как показал лабораторный анализ, насчитывал сотни лет. Но скептикам, которые обычно и являются главными спонсорами проектов, нужны были ещё более конкретные доказательства, и Макки обратился за помощью к общественности. За короткий срок ему удалось собрать около 20 тысяч фунтов стерлингов и организовать работоспособную группу спортсменов-подводников (ежегодно в исследованиях корабля принимали участие более 200 аквалангистов-добровольцев: англичане, канадцы, австралийцы, американцы). А вскоре выяснилось, что судно было занесено илом, благодаря чему хорошо сохранилось и является, по сообщению газеты «Интернэшнл Геральд Трибюн», «бесценным музеем эпохи Тюдоров, возможно, самым важным для английской истории из затонувших кораблей».
Так было положено начало Комитету по спасению «Мэри Роуз» и проекту стоимостью в 1 млн. фунтов стерлингов, предусматривавшему археологические раскопки, восстановление корабля и его экспонирование.
Добровольные жертвователи были удовлетворены. Количество и историческая ценность обнаруженных на корабле предметов превзошли все ожидания. На «Мэри Роуз» были обнаружены навигационные инструменты: самый древний из найденных до сих пор судовой компас, бронзовые циркули, масштабные линейки, транспортиры, а также обрывки карт. Всё это наглядно свидетельствовало, что искусство кораблевождения как таковое и, в частности, уровень составления навигационных карт были в те времена выше, чем предполагалось ранее.
Была раскопана и исследована каюта судового врача. Среди обнаруженных в ней предметов находился ореховый сундучок с медицинскими инструментами: два бронзовых шприца для инъекций, бинты, всё необходимое для припарок, кувшинчик с притираниями, сохранивший отпечатки пальцев хирурга, пила для ампутаций – всего более полусотни предметов. В числе личных вещей членов экипажа нашли туалетный комплект, состоявший из трёх гребешков в кожаном футляре, карманные солнечные часы, деревянную игральную доску, кожаные обложки от книг, музыкальные инструменты и многое другое – более 20 тысяч находок.
Настоящим открытием для учёных стало обнаружение на корабле двух с половиной тысяч стрел (ранее по всей Англии насчитывались единицы стрел той эпохи) и 139 больших боевых луков в прекрасном состоянии. Напомним, что лучники были грозной силой в английском флоте. Стрелы с железными наконечниками без промаха поражали цели на расстоянии трёхсот ярдов и нередко пробивали латы. Умелый лучник производил до двенадцати выстрелов в минуту. Во время боя на врага обрушивался просто град стрел. Большие луки из тисового дерева – длиной почти два метра, обнаруженные на корабле, были снабжены роговыми наконечниками. Любопытно, что за четыре с половиной столетия древесина практически не пострадала от воды и морских организмов, а вот от наконечников мало что осталось. Тем не менее специалистам удалось выяснить, что большинство из них относились к так называемым лезвийным наконечникам. Этот тип наконечника в равной степени использовался как для охоты, так и для войны.
Что касается стрел, обнаруженных на «Мэри Роуз», то в подавляющем большинстве они были изготовлены из тополя, имели ширину (у наконечника) 1/2 дюйма и сужались к хвосту до 3/8 дюйма. Средняя длина найденных стрел составляла 30,5 дюймов с колебанием в 2 дюйма в ту или другую сторону. У всех стрел прорезь для тетивы была усилена роговой или костяной накладкой. Оперение делалось из перьев серого гуся. Перья связывали нитью, а потом приклеивались. На каждый дюйм оперения приходилось около пяти витков нити.
К началу 1981 года корабль был полностью раскопан. В соответствии с планом работ все внутренние элементы конструкции, палубы и переборки разобрали и подняли на поверхность. Затем начался заключительный этап работ – подъём корпуса корабля, который и был осуществлён в октябре 1982 года.
К этому времени уже велись активные работы по выбору архитекторов и проектировщиков для строительства здания музея «Мэри Роуз». Но, увы, дальше составления проекта дело не пошло – у государства и общественных организаций не оказалось «лишних» денег для строительства нового музея, и «Мэри Роуз» была поставлена в Исторической верфи Портсмута. Рядом создали «временный» музей, в котором выставили часть (6%) из более 19000 экспонатов.
Начало третьего тысячелетия стало поворотным в судьбе этого уникального исторического памятника. По счастливой «случайности», министерство обороны Великобритании решило углубить фарватер, ведущий к военно-морской базе Портсмута, для размещения там нового поколения авианосцев. На «пути» военных встало историческое место гибели «Мэри Роуз», где ещё покоились части корабля и не поднятые на поверхность предметы.
Группа археологов-водолазов под руководством известного специалиста в этой области Алекса Хилдрида решила использовать подходящий момент, чтобы попытаться найти оставшиеся под водой части корабля – его якорь и важнейший фрагмент конструкции, так называемый надводный таран, на котором в носовой части размещались орудия и лучники, поражавшие противника своими стрелами при абордажной схватке.
Искателям сопутствовал успех. По словам Хилдрида, обнаружение и подъём на поверхность тарана стало «самым большим археологическим открытием в Англии за последние двадцать лет».
У британской общественности словно открылись глаза. Она вдруг «неожиданно» осознала, какое историческое богатство лежит у её ног, и на «Мэри Роуз» буквально хлынул «золотой» дождь. В январе 2008 года Фонд Наследия при Национальной Лотерее Британии выделил «на выживание» корабля грант в размере 21 миллиона фунтов – на консервацию и реставрацию судна. Ещё 23 миллиона планировалось выделить на строительство нового здания музея.
Не успели стихнуть ликования по поводу солидного финансового вливания в проект «Мэри Роуз», как новый сюрприз преподнесли учёные. И какой!
Как известно, корабль затонул при спокойном море и умеренном ветре. После подъёма брамселей он внезапно начал крениться, потом лёг на правый борт, быстро набрал воды через незакрытые орудийные порты нижней палубы, через две минуты перевернулся и ушёл под воду. Многовековой загадкой оставался вопрос, почему орудийные порты были открыты. В преступной халатности обвиняли офицеров «Мэри Роуз» и лично вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью.
Весьма убедительный ответ на этот вопрос высказал совсем недавно профессор университетского колледжа Лондона Монтгомери.
Проведя исследование 18 черепов (всего на корабле найдено около 10000 человеческих костей), обнаруженных в своё время на «Мэри Роуз», он пришёл к выводу, что больше половины из них принадлежала не британцам и даже не жителям стран Северной Европы, а южанам, вероятнее всего, испанцам.
Это было установлено благодаря анализу химического состава зубов. По мнению Монтгомери, большой процент иностранцев в команде «Мэри Роуз» и стал основной причиной трагедии. Моряки-испанцы, плохо владевшие английским языком, просто-напросто не смогли быстро понять отданную офицерами команду закрыть орудийные порты.

Загрузка...