krd-lada.ru

Разновозрастные отряды — модель самоуправления в школе. Разновозрастные отряды — модель самоуправления в школе I

Комментарий:

20. Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и

дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за

неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая

боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) просвещённый патриотизм и его сущность;

2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;

3) отношение патриота к истории своей страны.

типа таких людей.

Ответ:

В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей:

1) простые люди, которые делают добро;

2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;

3) защитники Отечества.

3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой

одной из них.

Ответ:

В правильном ответе должны быть указаны черты и дано пояснение одной из них, например:

1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт (патриотизм предполагает, что человек полезен для своей страны, соотечественников, а такое поведение явно противоречит патриотизму);



3) унижение иностранцев и «инородцев» (патриотизм предполагает бескорыстную любовь к своей стране, а не унижение других народов и стран);

4) консервация отживших порядков (это мешает развитию страны);

5) навязывание обществу ложных идей и целей (препятствует нормальному развитию страны, может даже причинить ей значительный ущерб).

Ответ:

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;

2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии.

3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.

5. В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв в

ходе Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и помогают им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: эта деятельность является патриотической;

2) объяснения, например:

− школьники лучше узнают о героических страницах истории своей Родины;

− школьники помогают сохранять память о защитниках отечества;



− школьники оказывают бескорыстную помощь ветеранам.

6. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

Ответ:

Могут быть приведены такие объяснения:

1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;

2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.

21. Девятиклассник общеобразовательной школы Сергей участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается в секции фигурного катания. На какой ступени образования находится Сергей?

1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

Вариант № 83231
1. Понятия «авторитарный режим», «республика», «федерация» относятся к характеристике сферы общества
1) экономической
2) политической
3) социальной
4) духовной
2. Человек, в отличие от представителей животного мира,
1) укрывается от холода
2) заботится о своём потомстве
3) нуждается в общественном признании
4) строит жилища из природных материалов
3. Многие страны мира столкнулись с проблемой изменения климата: катастрофические наводнения, засухи и лесные пожары происходят все чаще. В этом проявляется(-ются)
1) проблема разрыва в уровнях развития регионов мира
2) проблема исчерпания природных ресурсов
3) глобальные проблемы народонаселения
4) глобальные экологические проблемы
4. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.
Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.

4) оба суждения неверны
5. Что отличает науку от других форм (областей) культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование, в отличие от других форм (областей) культуры, формирует личность.
Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства
2) плановое ведение хозяйства
3) централизованное распределение ресурсов
4) свободное ценообразование
8. Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное законодательство» характерны для1) государственного регулирования экономики
2) функционирования фондового рынка
3) развития кредитования
4) финансирования бизнеса
9. В стране Z на рынке детских товаров представлены несколько десятков фирм, которые соревнуются между собой, привлекая потребителей. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример?
1) спрос
2) монополизм
3) конкуренция
4) неравенство доходов
10. Верны ли следующие суждения о предпринимательстве?
А. Предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли.
Б. Предпринимательская деятельность связана с финансовым риском.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) член семьи
2) директор фирмы
3) опекун
4) учащийся основной школы
12. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?
1) общность повседневного быта
2) ведение совместного хозяйства
3) кровнородственная связь
4) прямые личные контакты
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?
1) объединение единомышленников
2) стремление к получению власти
3) удовлетворение потребностей людей
4) общие интересы участников
15. В стране Z король получает власть по наследству. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым партиями, победившими на парламентских выборах. Также действуют независимые судебные органы. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z – это
1) президентская республика
2) федеративная республика
3) абсолютная монархия
4) конституционная монархия
16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Государство определяет нравственные ценности общества.
Б. Задача государства – защищать интересы граждан.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Административным проступком является
1) отказ вернуть долг соседу
2) безбилетный проезд в автобусе
3) неуплата алиментов
4) опоздание на учёбу
18. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся(-ится)
1) государственные награды и почётные звания Российской Федерации
2) природопользование, охрана окружающей среды
3) оборона и безопасность, оборонное производство
4) определение статуса и защита государственной границы РФ
19. 17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права
1) семейного
2) уголовного
3) административного
4) трудового
20. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?
А. Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ.
Б. Президент РФ возглавляет Совет Федерации.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Учитель на уроке обществознания рассказывал своим ученикам о системе защиты прав граждан. Сравните адвокатуру и прокуратуру. Выберите и запишите порядковые номера черт сходства и порядковые номера черт различия.

1) отстаивает интересы граждан
2) оказывает юридические консультации
3) является государственным органом
4) принимает участие в уголовном судопроизводстве

22. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) При встрече знакомых младший должен
первым приветствовать старшего.
Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы
бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.
В) При входе в помещение мужчина должен
пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.
Г) На празднике Масленицы принято сжигать
соломенное чучело и печь блины. 1) правила этикета
2) обычаи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Редакция журнала опросила читателей: «Сложилось ли в стране правовое государство?» (Б) Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В) Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
24. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая доля опрошенных в возрасте 40 лет считает, что люди должны отстаивать свои права, даже если это противоречит интересам государства.
2) Доля тех, кто считает, что люди должны отстаивать свои права, даже если это противоречит интересам государства, среди 40-летних ниже, чем среди 60-летних.
3) Среди 40-летних опрошенных доля тех, кто считает, что в интересах государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав граждан, выше доли тех, кто считает, что права человека выше интересов государства.
4) Одинаковые доли 40-летних опрошенных считают, что интересы государства важнее прав человека и что в интересах государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав граждан.
5) Наименьшие доли опрошенных каждой из групп не интересуются этой проблемой.25. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опрошенные обеих групп абсолютно безразличны к проблеме прав человека.
2) Как у людей среднего возраста, так и у людей постарше нет единого подхода к проблеме прав человека.
3) Люди более старшего возраста проявляют большую политическую активность, чем граждане среднего возраста.
4) В стране Z отсутствует гражданское общество.
5) Люди среднего возраста в большей мере, чем люди постарше, готовы отстаивать свои интересы даже в ущерб интересам государства.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Патриотизм» – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый
патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает
«инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(адаптировано по ст. В. Б. Славина)
27. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
28. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.
29. Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
30. В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и помогают им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.
31. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

Учиться и учиться -что может быть важней!Но надо и трудиться,на благо всех людей……..

На такой позитивной нотке подходит к концу долгожданное лето, а это означает, что скоро начнутся учебные дни!!!

Это лето для учеников МОУ "Первомайской СОШ" было в очередной раз очень ответственное, а некоторые ученики этим летом имели возможность получить первый опыт официального трудоустройства.

В настоящее время существует проблема занятости подростков в каникулярное время, особенно в летний период.

В связи с этим на базе МОУ Первомайской СОШ, было принято решение создать трудовые отряды, с целью удовлетворения запроса учащихся, по согласию родителей, на временное трудоустройство. Школа, как никто другой, понимает важность трудового воспитания подрастающего поколения и их летней занятости.

Трудовые отряды при школе - актуально и своевременно так как, современная школа должна воспитывать в детях чувство уважения к труду не на словах, а на деле. Этим летом ребята с зам. директора по ВР Макаровой О.П., ст. вожатой Облаковой С.Н., учителем технологии Макаровым В.А., Казанцевой С.В,Захаровым И.Д. разработали социально-экономический проект "Все в наших руках" в этот проект входил создания школьного сквера "Дружба", проект реконструкция пешеходного мостика в п. Первомайский, возрождения родника, благодаря главы Первомайского поселения Блинкова С.М. проекты были выполнены и конечно старанию ребят из трудового отряда: Бармалюк, М.,Алтынова С.,Губан Д.,Котельникова О.,Блинкова К.,оказали помощь родители Адаев К.,Габзалилов Р.









Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации.

Трудовые отряды один из методов молодёжного трудового воспитания. Содержание сферы трудового воспитания это повышение посредством разнообразных мер уровня готовности молодёжи к вхождению в рынок труда, а также улучшение положения молодёжи при вхождении в рынок труда. В трудовых отрядах получают первый опыт работы, зарплату соответствующую работе.Благодаря руководству школы, сотрудникам центра занятости района на протяжении нескольких лет у учеников нашей школы есть возможность устроиться на работу в летний период.

Содействие трудоустройству молодежи в свободное от учебы время - одно из важнейших направлений в ее работе. Временная трудовая занятость дает несовершеннолетним возможность не только заработать, получить первый трудовой опыт, но и познакомиться с особенностями взаимоотношений в коллективе. Кроме того, работа, отвлекая подростков от улицы, является одним из методов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Такая работа - реальная возможность нашим детям заработать, помочь материально родителям, внося и свою посильную лепту в семейный бюджет.

Всем огромное спасибо за труд!!

Внеклассная деятельность учащихся сельской школы

Российская общеобразовательная школа, давая ученикам хорошие знания, не учит использованию этих знаний в реальной жизни. Этот разрыв можно преодолеть, не меняя ни школьных программ, ни методов обучения, ни учебников, – следует лишь активно использовать различные формы внеклассной работы.
Разработанные дидактические материалы могут быть использованы для обучения учащихся в предметных областях «Технология» (раздел «Растениеводство») и «Биология» (раздел «Ботаника»), а также для внеклассной деятельности учащихся сельских школ.

КОНКУРСЫ

Конкурсы могут быть организованы во время общешкольного праздника, например, «Дня урожая», который обычно проходит в осенние дни в сельских школах.
Большой интерес у учащихся вызывают командные соревнования, поэтому можно рекомендовать проведение конкурсов по типу телевизионного КВН. Варианты формирования команд могут быть различными, в зависимости от условий школы. В малокомплектной сельской школе можно организовать общешкольное мероприятие, когда соревнуются учащиеся разного возраста. Если в школе имеются параллельные классы, то конкурс можно провести между ними.
Целесообразно привлекать учащихся к непосредственной подготовке материалов для конкурса: написание сценария конкурса, изготовление ярких красочных наглядных материалов, выполнение «домашнего задания» для конкурса.
Ведущий (это может быть учитель биологии) знакомит участников конкурса с его условиями и далее предлагает каждой команде по одному заданию. Состав команд может меняться по ходу конкурса. Если ведущий заметит, что дети устали, количество заданий можно уменьшить. Если возникают трудности с выполнением задания, то целесообразно предложить выполнить его болельщикам команды.
Жюри, составленное из учителей, почетных гостей, специалистов-растениеводов, оценивает участие команд в конкурсе. Учитываются правильность ответов, время выполнения задания, полнота собранного материала, активность команды и болельщиков.
Конкурс заканчивается награждением победителей памятными подарками или переходящим памятным символом.

Конкурс I

Задания для 1-й команды

1. Выставить на столе тарелки со сваренными кашами: гречневой, перловой, манной, геркулесовой, ячневой, пшенной. Каждая из тарелок должна иметь бирку с названием каши.
Раздать участникам команды карточки с названиями сельскохозяйственных растений. Игроки команды должны разложить карточки около тарелок так, чтобы названия растений, написанные на карточках, соответствовали кашам, приготовленным из этого растения.
(Перловая, ячневая каши – из ячменя, манная – из пшеницы, пшенная – из проса, геркулесовая – из овса, гречневая – их гречихи.)

2. Надо закончить фразу: «Ржаной хлеб пекут изо ржи, а житный из...»
(Правильны два ответа: из ржи и из ячменя, т.к. житом в южных районах России называют рожь, а в северных – ячмень.)

Задания для 2-й команды

1. На стол постелить льняное полотенце, положить батон белого и буханку черного хлеба, поставить бутылку пива, тарелки с перловой, манной, пшенной и ячневой кашами (названия каш написаны на этикетках, прикрепленных к тарелкам). Около стола поставить веник, которым обычно подметают пол в комнате.
Участникам команды раздать карточки с названиями растений, из которых изготовлены представленные продукты питания и предметы быта. Предложить участникам команды сгруппировать представленные предметы около карточки с соответствующим названием растения.
(Льняное полотенце – из льна; пиво, перловая и ячневая каша – из ячменя; белый хлеб, манная каша – из пшеницы; пшенная каша и веник – из проса; черный хлеб – из ржи.)

2. Что такое «белый», «черный», «подовый» хлеб?
(Белый хлеб делается из пшеницы, черный – из ржи, подовый хлеб печется по технологии, в которой не используется «форма». )

Конкурс II

Материалы к конкурсу следует подготовить заранее силами самих учеников. Им предстоит написать народные приметы крупным шрифтом разноцветными фломастерами на отдельных полосах бумаги. Подготовленный материал следует развесить по стенам помещения, в котором проводится конкурс. Все участники конкурса и их болельщики должны хорошо видеть содержание наглядного материала.

Народные приметы

    Май холодный – урожай овощей большой.

    Лягушки кричат: пора сеять.

    Холодная зима – благодать (предвещает урожай).

    Зацвела черемуха – жди похолодания.

    Зацвела береза – высаживай картофель.

    Как в мае дождь, так будет рожь.

    Не сей пшеницы прежде дубового листа.

    Снегу много – и хлеба много.

    Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее, как цвет калины в кругу будет.

    На котором амбаре снег, из того покупай хлеб.

    На дороге грязь, так овес – князь.

    Мыши развозились – к голоду.

    Если береза раньше ольхи лист распустила – лето сухое, если ольха раньше – лето мокрое.

    Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай.

    Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай.

    Коли грибовно, так и хлебовно.

    Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.

Ведущий предлагает объяснить ту или иную примету. Участники команды могут посовещаться в течение 1–2 мин, после чего должны дать ответ. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и потратит на это меньше времени.

Вопросы

1. Почему говорят: «На котором амбаре снег, из того покупай хлеб»?
(На амбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег, чем на амбаре с прелым зерном, поскольку в прелом зерне в результате активной жизнедеятельности микроорганизмов повышается температура, и снег на крыше такого амбара тает быстрее. )

2. Объясните, почему: «Холодная зима – благодать» (предвещает урожай).
(Холодная зима способствует гибели вредителей, семена сорняков теряют всхожесть. )

3. Объясните, почему: «Снегу много – и хлеба много».
(После снежной зимы в почве накапливается много влаги, необходимой для развития растений. )

4. Почему говорят: «Май холодный – урожай овощей большой»?
(При холодном мае из почвы испаряется меньше влаги, что способствует прорастанию посеянных семян. Для фазы прорастания семян требуется больше влаги, чем для всех других фаз вегетативного развития растения. )

5. Объясните, почему говорят: «Коли грибовно, так и хлебовно»?
(Для грибного лета характерна теплая и влажная погода, а тепло и достаточное количество влаги способствуют развитию растений, т.е. и хорошему урожаю .)

6. Объясните, почему: «Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай» или «Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай».
(Резкое понижение температуры ухудшает прорастание семян. )

7. Объясните, почему говорят: «Мыши развозились – к голоду»?
(В неурожайные годы, когда в полях мало пищи для грызунов, мыши ютятся около человека. Поэтому большое количество мышей в амбарах – признак предстоящего весеннего недостатка хлеба .)

8. Какие приметы можно отнести к фенологическим сигналам, указывающим на необходимость конкретной деятельности?
(Закуковала кукушка – сей овес.
Зацвела береза – высаживай картофель.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Лягушки кричат: пора сеять.
Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее, как цвет калины в кругу будет
.)

Конкурс III (Для учащихся старших классов)

Домашнее задание командам (готовится участниками конкурса заранее).
Команда выбирает одно из трех предлагаемых заданий. Побеждает та, которая соберет и представит на конкурсе наиболее полный и интересный материал.

1. Что вы знаете о «картофельных бунтах» в России?
(Петр I завез мешок картофеля из Голландии, и до IX в. культура картофеля выращивалась в царском Аптекарском огороде. В 1843 г. царь Николай I издал указ о повсеместном внедрении картофеля в крестьянские хозяйства. Не получив разъяснений, крестьяне, посадив клубни картофеля, собирали и ели плоды, образовавшиеся на месте цветков. Происходило массовое отравление поселян, в результате чего начались «картофельные бунты» )

2. По распоряжению какого руководителя какую южную культуру выращивали в СССР за Полярным кругом? Для каких целей ее выращивают в настоящее время, например, в зоне Нечерноземья?
(Кукурузу пытались выращивать повсеместно по распоряжению Н.С. Хрущева. В результате этого эксперимента южная культура значительно продвинулась на Север. Кукуруза – теплолюбивая культура, поэтому получить урожай кукурузы удается только в южных регионах России. В настоящее время ее выращивают в средней полосе России на силос .)

3. Традиционно показатели сельского хозяйства России сравнивали с показателями США, хотя природно-климатические условия в США намного благоприятнее для земледелия, чем в России. Однако земледельцы США также страдают от одного природного явления, вызванного хозяйственной деятельностью в степных районах. В 1950-е гг. от этого явления очень сильно пострадало целинное земледелие в СССР. Что это за явление и как можно было его предотвратить?
(Вспашка целинных земель нарушила травяной покров степей. В результате ветровой эрозии («пылевых бурь») плодородный слой почвы сдувался с огромных распаханных площадей. В степной зоне оправдала себя технология безотвальной вспашки. В США разработана сельскохозяйственная техника, позволяющая за один проход по полю, вносить удобрения и сеять семена непосредственно под стерню. Для обработки почвы в южных регионах России (в зоне степей) используется безотвальная технология, также позволяющая не нарушать верхний слой почвы .)

Конкурс IV (Для учащихся старших классов)

1. Благодаря корневой системе растение получает из почвы 2% питательных веществ, необходимых для роста и развития. Откуда и в результате какого процесса получает растение остальные 98% питательных веществ?
(От солнца – в виде световой энергии, которая в результате фотосинтеза обеспечивает растение питательными веществами на 98% .)

2. В вашем хозяйстве нет ни органических, ни минеральных удобрений. Каким способом вы можете удобрить свое поле?
(С помощью посева на поле сидератов – люпина, клевера, люцерны, донника .)

3. Вы купили участок земли и хотите узнать как можно больше о почве своего участка. Составьте список вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ.
(Каков тип почвы? Каков механический состав почвы? Какова структура почвы? Много ли гумуса в почве? Достаточно ли в почве питательных элементов? Какова кислотность почвы? Нужно ли проводить мелиоративные работы и какие? )

4. Перед вами схема корневой системы двух растений одного вида. Что вы можете сказать о свойствах почв, на которых выросли эти растения?

Растение 1

Растение 2

(Растение 1 растет на рыхлой, хорошо аэрируемой почве, содержащей большое количеством гумуса. Хорошо развитая корневая система свидетельствует о высокой биологической активности почвы. Растение 2 растет на плотной почве с плохой аэрацией и небольшим количеством гумуса в почве. )

5. Вы посеяли одновременно на соседних грядках петрушку и салат. Почему салат не нуждается в прополке, а грядка с петрушкой зарастает сорными растениями?
(Салат всходит быстро, через 3–5 дней. Петрушка всходит через 21 день, и за это время на грядке вырастает много сорных растений, которые мешают росту петрушки. Петрушка – это культура с длительным ранним этапом развития .)

Конкурс V (Для учащихся 5-7-х классов)

Участники команд за фиксированное время должны правильно заполнить графы в схемах 1 и 2.

Схема 1. Что говорят о почве сорные растения, растущие на вашем огороде?

(1 – Г, 2 – Д, 3 – А, 4 – Б, 5 – В .)

Схема 2. Как возделываемые растения влияют на содержание гумуса?

(1, 4 – увеличивается, 3 – не изменяется, 2, 5 – уменьшается .)

Заранее следует подготовить по два экземпляра предложенных схем на двух отдельных листах бумаги, причем данные в графе «Правильный ответ» следует закрыть от участников конкурса. Ответы для заполнения графы «Мнение команды» (буквы А, Б, В, Г и Д) следует написать на отдельных полосках бумаги (полоски по длине должны соответствовать ширине графы «Мнение команды») в двойном количестве и раздать по комплекту каждой из команд.
Возможен другой вариант проведения этого конкурса: одной команде предлагается выполнить задание по схеме 1, а второй – по схеме 2.
После того как команды заполнят графу «Мнение команды», надо открыть графу «Правильный ответ» и сравнить данные этих двух граф. Следует заранее предупредить детей, чтобы они использовали не только знания, полученные на уроках сельскохозяйственного труда, но и свои личные наблюдения над тем, в каких местах огорода или участка растут разные виды сорных растений.

Конкурс VI (Для учащихся 5-11-х классов)

Участники конкурса должны за определенное время составить рассказ (5–8-й классы) или рекламный рассказ (9–11-й классы) о цветочной культуре и условиях ее выращивания, используя в качестве информационного источника коммерческую упаковку семян этой цветочной культуры.
Результаты выполнения задания командой оцениваются по следующим критериям.

1. Наличие четкого плана рассказа: вступление, ботанические и биологические свойства культуры, требования культуры к условиям выращивания, способ выращивания (посев в открытый грунт или рассадный способ), технология возделывания культуры, наиболее подходящие формы цветников и наличие других растений, хорошо сочетающихся с данной культурой, возможность использования культуры для срезки, заключение. Для учащихся 5–8-х классов план рассказа заранее пишется на большом листе бумаги и вывешивается на обозрение участников конкурса и всех зрителей. Учащиеся 9–11-х классов самостоятельно должны составить рассказ по своему плану.

2. Наиболее полное использование имеющейся информации участниками конкурса для своего рассказа.

4. Использование в рассказе поговорок, пословиц, образных выражений, правильного русского языка.

ИГРЫ

I. «Овощное лото»

Игра «Овощное лото» предназначена для учащихся основной и старшей школы.
В игре участвуют 5 человек. При подготовке к игре надо вырезать 25 бумажных карточек размером 5х5 см и подготовить перечень вопросов. Ведущий на свое усмотрение выбирает 25 вопросов из 29 предложенных ниже.
Участники игры получают одинаковое количество (3–5) карточек. Каждый участник должен на каждой полученной карточке написать в строчку через запятую любые пять чисел от 1 до 25 и подготовить к игре пять небольших плоских предметов (монетки, пуговицы, жетоны из плотной бумаги и т.п.), с помощью которых можно закрывать написанные на карточке числа.
Ведущий вытаскивает из мешка бочонки лото с числами от 1 до 25 и задает всем играющим вопрос с тем же номером.
Отвечать на вопрос должен участник, на карточке которого написано это число. Если ответ правильный, то играющий закрывает выпавшее число подготовленным жетоном. Если одновременно несколько игроков дают правильный ответ, то они все закрывают у себя соответствующее число. Выигрывает тот участник, который первым закроет все числа на одной из своих карточек.

Вопросы

1. В какое время суток – днем или ночью – растению требуется более высокая температура воздуха, и почему?
(Днем, поскольку тепло активизирует процесс фотосинтеза. )

2. Как определить весной готовность почвы к обработке?
(Почву, взятую с глубины 10 см, сжать в руке в комок и бросить его с высоты 1 м. Если комок распадется на равные части, то почва готова к обработке, если не распадется – не готова, поскольку слишком влажная, если легко рассыплется, то почва уже пересохла. )

3. При какой температуре воздуха лучше прорастают семена: выше, ниже или равной оптимальной температуре для развития данной овощной культуры?
(Семена лучше прорастают при температуре выше оптимальной для роста и развития конкретной культуры .)

4. Люди получают энергию из пищи, которую едят. Откуда берется энергия, накопленная в растительных продуктах питания: из удобрений, от солнца, из почвы?
(От солнца. )

5. Всходы свеклы длительное время подвергались воздействию низких температур. К осени все растения зацвели, но не дали корнеплоды. Почему?
(Воздействие низких температур аналогично процессу яровизации, в результате которого растения быстро переходят в фазу цветения, не образуя корнеплода .)

6. Расставьте фазы развития растения по убыванию его потребности в свете: прорастание семян – всходы – цветение – плодоношение.
(Всходы – цветение – плодоношение – прорастание семян .)

7. Вы выращиваете рассаду в теплице. В пасмурную погоду следует понижать или повышать температуру в теплице?
(Понижать, поскольку в пасмурную погоду активность фотосинтеза снижается .)

8. Чем обусловлено различное отношение растений к длине светового дня?
(Дикие предки растений «короткого дня» росли на юге, а растений «длинного дня» – в умеренном климате, где продолжительность дня весной достигает 12 и более часов. )

9. Назовите растения, которым не требуется свет для формирования продуктивного органа.
(Спаржа, цветная капуста. )

10. Назовите природные вещества, для синтеза которых в растении необходим азот.
(Белки; в аминокислотах, из которых строится молекула белка, содержится до 18% азота. )

11. Почему азотные удобрения вносят непосредственно перед посевом или посадкой растения, а калийные и фосфорные можно вносить осенью?
(Все азотные удобрения хорошо растворяются и, следовательно, быстро вымываются из почвы. )

12. Почему большие количества азотных удобрений не рекомендуют вносить в фазе плодоношения?
(Избыток азота способствует развитию вегетативных органов растения, тем самым задерживает созревание плодов, снижает их сахаристость, содержание в них витамина С, ухудшает лежкость за счет быстрого развития грибковых инфекций .)

13. В какой фазе развития растения образуются плоды: в вегетативной или генеративной?
(В генеративной фазе .)

14. Как с помощью изменения температуры выращивания можно перевести растения, выращиваемые в теплице, из вегетативной в генеративную фазу развития?
(Понижать температуру воздуха в теплице ночью на 2–4 °С относительно дневной температуры, не вносить азотную подкормку .)

15. Назовите природные соединения, содержащие элемент фосфор, и физиологический процесс с его участием, протекающий в клетках растения.
(Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, некоторых липидов и сложных белков. В процессе дыхания участвуют соединения, содержащие фосфор, и образуется АТФ .)

16. Назовите несколько наиболее важных элементов питания, без наличия которых в почве растение не может расти и развиваться.
(Азот,фосфор, калий, кальций, магний, железо и др .)

17. Какие удобрения дают больший эффект при использовании в огороде и почему?
(Органические удобрения – компост, перегной – в них много почвенных микроорганизмов, переводящих недоступные формы веществ в доступные для питания растений .)

Продолжение следует

Загрузка...