krd-lada.ru

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи). Тема: дифференциация согласных сь, щ Логопедическое занятие дифференциация сь щ

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


Елена Лесникова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»

Тема : «Дифференциация звуков [Щ] , [Ч].

Задачи :

1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ] , [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;

2. Развивать чувство ритма.

3. Воспитывать активность, дружелюбие.

Место проведения : группа.

Количество детей : 8 человек.

Методы :

Словесный (рассказ, диалог)

Наглядный (демонстрационный материал, игрушки)

Игровой (игровая ситуация)

Практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)

Приёмы :

Организация детей на занятие ;

Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация) ;

Активизация словарного запаса математическими терминами;

Использование ТСО;

Оптимальное использование демонстрационного материала.

Материал :

демонстрационный : Игрушки, буквы.

раздаточный : картинки со звуками .

Дети встали в круг.

Игра «Доброе утро»

В : Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.

Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.

Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки ?

В : Саша?

С : Это звуки[ Ч ]и [Щ] .

В : Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ] .

Дайте характеристику звука [ Ч ]

Какой он? (гласный или согласный)

Почему он согласный Миля?

М : Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.

В : Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?

С : Он всегда мягкий, глухой.

В : правильно (вывешивают на доску звук [Ч] )

В : А сей час дайте характеристику звуку [Щ] .

В : Какой он Никита?

Н : Согласный.

В : Почему?

Катя : Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.

В : Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?

В : Всегда мягкий, глухой.

В : Ребята скажите а что у них общего?

Д : Они согласные, всегда мягкие, глухие.

В : Молодцы.

В : Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил :

Взял я щетку и растческу

Расчешу щенку я шерстку.

В : Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)

В : Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ] , 2 слова со звуком[Ч] .

Дети : Щенок, щетка, расчёску, расчешу.

В : правильно.

В : Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч] . например : не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена) .

В : Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.

В : А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :

Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.

В : Хорошо

В : Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.

Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.

Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.

В : Молодцы.

В : Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть :

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч] , топни тожкой, если услышишь звук [Щ]

Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.

В : Молодцы.

В : Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.

Ответы детей : Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.

В : Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.

(Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)

В : Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.

Внимательно посмотрите и составьте предложение.

В : Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.

Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.

С : потому что в этом слове слышится звук Ч .

В :Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.

Рефлексия : С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч , Щ.

Дети называют слова и уходят).

Публикации по теме:

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Дифференциация Щ-Сь

  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
    Послушай загадку.

    - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
    - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
    «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
    Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
    С и Щ
  • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
  • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
    Измени слово так, что бы в нем звук
    С заменил звук Щ
  • Отгадайте загадку:


Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

Картинка

Физкультурная пауза.

ЩА – ЩА – ЩА

(3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

СИ-СИ-СИ

(3 хлопка,

Ты скорее унеси

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ

(3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

СОК – СОК – СОК

(3 хлопка,

Тянем свой носок

руки на пояс, поднимать ноги)

Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

Скороговорки

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

Выучить стихотворение со звуком [Щ].

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.


- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).

Звуков Щ, Ч, Т*.

Задачи:

Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах;

Оборудование: индивидуальные зеркала; сюжетные картинки на «Щ», «Ч» и «Т*»; наборы для звукового анализа; игра «Четвертый лишний»; схемы звуков «Щ», «Ч», «Т*»;

игра «1 – 2 – 5»; «чудесный мешочек» с буквами; цветные карандаши; пособие «Бабочки» для развития речевого дыхания; карточки-задания; схема предложения, мяч.

1. Организационный момент:

В группу въезжает Емеля на печи.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости приехал Емеля. Он приехал не один, а вместе со своей щукой. (Емеля предлагает ребятам поиграть).

Игра «Чудесный мешочек» («Составь букву из двух половинок: одну половинку возьми из мешочка, а другую отыщи в группе»).

2. Основная часть: Логопед: Ребята, Емеля просит у нас помощи: он не знает, как правильно сказать слово «щука». У него получается то «чука», то «тюка». Давайте ему поможем. Для того чтобы правильно произнести это слово нужно сделать гимнастику для язычка:


ü Артикуляционная гимнастика (сопровождается показом наглядного материала):

Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки) С ними худые лишь кожа да кости. (щеки вовнутрь) Бабушка с дедушкой им улыбнулись, (улыбочка) Поцеловать они их потянулись. (хоботок) Утром проснулись – в улыбочку губы. (заборчик) Чистили мы свои верхние зубы: (почистить зубки) Вправо и влево, внутри и снаружи. С нижними зубками тоже мы дружим. Чашки поставим – чтоб чаю налили. (чашечка) На нос подуем – мы чай остудили. (подуть с чашечки на нос) Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак, мы губки оближем. (облизать верхнюю губу широким языком)

3. Логопед: А теперь мы расскажем Емеле, с какими звуками мы сегодня будем играть: Введение в тему:

ü Отгадай, какая картинка лишняя? Почему? Какой первый звук слышится в названии лишней картинки?

Собака – свеча – самолет – щетка – Щ

Щетка – щепки – щука – часы – Ч

Чашка – черепаха – чайник – телефон – Т*

Логопед: Правильно, сегодня мы играем со звуками Т*, Ч, Щ (на доске появляются символы этих звуков и их цветовое обозначение – зеленый квадратик). А сейчас мы расскажем Емеле что мы знаем об этих звуках.

4. Повторение: - Вспомнить характеристику этих звуков. - Что общего? (все согласные, мягкие, глухие) - Что различного? (звуки «Щ» и «Ч» - всегда мягкие, а у звука «Т*» есть твердая пара – звук «Т»)

Логопед: А ты знаешь, Емеля, что эти звуки могут стоять в слове и в начале, и в конце, а также в середине. Сейчас ребята докажут тебе это.

ü Игра «Сложи и угадай»: дети достают из конвертиков разрезные картинки, складывают их и определяют в какой позиции находятся звуки в слове (в начале, середине или конце).

5. Логопед: Ребята, а сейчас мы научим Емелю правильно произносить эти звуки и не путать их: Развитие фонематического слуха и памяти:

ü «Посчитай сколько звуков «Щ» я произнесу»:

щ, ш, щ, ч, ть, щ, с, щ, ц, ч, щ.…

ü «Хлопни в ладоши, если услышишь «Ч»:

ча, це, ти, чу, ще, чи, со, че, тя, чи…

ü «Подними фонарик на звук «Т*»: телефон, чижик, тигр, щенок, часы, тихо, щука, тир, тюлень, тяпка…

ü «Повтори»:

Ща-ща-ща – ходит мальчик без плаща, мальчики

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ча-ча-ча – дай мне калача, девочки Ач-ач-ач – пришел врач.

Тя-тя-тя – у меня дитя, все вместе Ать-ать-ать – я иду гулять.

6. Логопед: А теперь давайте отдохнем и позовем с собой нашего гостя: Дыхательная гимнастика «Бабочка»:

(Логопед спрашивает у детей и Емели, какое время года сейчас? – «Весна». Весной просыпаются не только животные, но и насекомые). Задание:

снять бабочку с волшебного дерева, заставить ее летать (подуть). Затем составить предложение по заданной схеме с любым предлогом:

7. Физ. минутка «Разминка для Емели»:

Наш Емеля потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел: Видно щуку не нашел. (отвести глаза вправо, влево – отыскать щуку).

8. Логопед: Емеля, наши дети знают много слов на звуки «Ч», «Щ», «Т*». Игра «Мяч передавай – слово называй»: Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч другому. Следующий игрок придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.

Дети придумывают слова на звуки: «Ч», «Щ», «Т*».

9. Логопед: Ребята, мне сейчас Емеля сказал, что по дороге он нашел какие-то картинки, а что делать с ними не знает. Давайте ему поможем разобраться (достает из печки картинки с животными). Развитие грамматического строя речи:

Игра «Найди друзей и посчитай» (согласование существительных с числительными – слова со звуками «ч», «щ», «т*»):

щ енок щ енка щ енков

волч онок волч онка волч ат

кот енок кот енка кот ят и т. д.

10. Логопед: Ну что ж, ребята, звуки мы правильно произносить научились, считать мы тоже умеем, а теперь покажем Емеле, как у нас работают пальчики. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: Карандаш в руках катаю, Между пальцами кручу, Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.

11. Далее логопед предлагает детям поиграть: найти на общей картинке – предметы, в названии которых есть звуки «Ч», «Щ», «Т*» и раскрасить их. – А теперь предлагаю обменяться листочками и проверить, как справился с заданием ваш сосед.

12. Итог.

– С какими звуками мы сегодня играли? Что вы можете сказать об этих звуках? – Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего? – Емеле занятие тоже понравилось, он научился говорить слово «щука». Наш гость благодарит вас, и он приготовил сюрприз (из печки Емеля достает конфеты и раздает детям).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.

Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]

Программное содержание:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
  • закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
  • учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.

Ход занятия

1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).

2. Знакомство с темой.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

3. Игра «Наоборот».

  • Ся-ся-ся – ща-ща-ща
  • ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
  • Се-се-се — ощ-ощ-ощ
  • Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
  • Си-си-си — ищ-ищ-ищ
  • Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
  • Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ

4. «Запомни, повтори».

а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ

б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся

5. Игра «Отгадай слово».

Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…

6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА

7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»

8. «Четвертый лишний».

  1. Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
  2. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
  3. Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
  4. Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.

9. Чтение:

Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.

10. Диктант:

Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.

11. Итог занятия.

Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО

Загрузка...