krd-lada.ru

Экономика в моем крае кчр проект. Экономика - ниа-карачаево-черкесия

Карачаево-Черкесию на протяжении ряда последних лет отличала положительная динамика по основным направлениям социально-экономического развития. За последние три года на развитие экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики инвестировано 61,7 млрд. рублей, из которых около 50% — внебюджетные. В структуре ВРП инвестиции составляют около 30%. По данному показателю Карачаево-Черкесская Республика среди субъектов Российской Федерации в 2016 году находится на 75 месте, среди субъектов СКФО – на 7 месте. В первом квартале 2017 года инвестиции в основной капитал выросли в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Государственные инвестиции, предусмотренные в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики, направлены на строительство объектов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, транспорта, коммунального и жилищного строительства.

В целях повышения инвестиционного потенциала в Карачаево-Черкесской Республике осуществляются мероприятия по совершенствованию законодательства республики в инвестиционной сфере, улучшению инфраструктурных условий работы инвесторов, оптимизации административных процедур и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по представлению инвестиционного потенциала республики на различных площадках: экономических и инвестиционных форумах, печатных и электронных средствах массовой информации.

Реализуются мероприятия по внедрению в Карачаево-Черкесской Республике лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг). Разработана и утверждена Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики «дорожная карта» внедрения лучших практик Национального рейтинга, создана Рабочая группа по формированию, внедрению и координации реализации плана мероприятий («дорожной карты») внедрения лучших практик Национального рейтинга.

В рамках мероприятий Национального рейтинга также осуществляется оптимизация различных административных процедур, уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращение числа необходимых для получения услуг процедур и перечня предоставляемых при этом документов.

В республике реализуется 21 инвестиционных проектов, затрагивающих все сферы экономической деятельности на общую сумму 58,0 млрд. рублей, среди которых инвестиционные проекты:

  • по созданию всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз». В будущем — это курорт мирового уровня, ориентированный на прием до 500 тысяч туристов в год. В 2016 году комплекс «Архыз» посетило более 200 тысяч человек;
  • по созданию предприятия полного цикла по переработке шерсти и производству изделий из нее с использованием инновационных технологий ООО «Квест-А». При выходе на проектную мощность предприятие будет выпускать 2 тыс. тонн продукции в год;
  • по строительству линии по производству цемента сухим способом с увеличением мощности до 6,2 тыс. тонн клинкера в сутки ЗАО «Кавказцемент» холдинга «Евроцементгрупп»;
  • по техническому перевооружению и модернизации оборудования с расширением ассортимента выпускаемой продукции на основе гипсового вяжущего, реализуемый одним из лидеров отрасли — Хабезским гипсовым заводом;
  • по строительству селекционно-семеноводческого центра мощностью 10 тыс. тонн семян в год, крупнейшим в республике сельхозтоваропроизводителем — ООО «Фирма «Хаммер»;
  • по закладке сада интенсивного типа на площади 263 га — реализуемый ООО «Сады Карачаево-Черкесии»;

Ряд проектов, направленных на дальнейшее развитие экономики региона, защиту ее от импортозависимости, готовится в ближайшее время к реализации. Основные проекты:

  • по строительству горно-металлургического комбината на месторождении вольфрама с получением готового продукта — триоксида вольфрама в паравольфрамате аммония. Ввод в эксплуатацию Кти-Тебердинского вольфрамового месторождения позволит обеспечить сырьем предприятия, использующие высокопрочные и жаростойкие сплавы не только в СКФО, но и за его пределами;
  • по реконструкции теплиц с переводом на новые интенсивные технологии выращивания овощей в закрытом грунте крупнейшего в Европе агрокомбината «Южный».

Планируется возрождение на территории республики полутонкорунного овцеводства с формированием базового маточного стада в количестве 50 тыс. голов на основе советской и северо-кавказкой мясо-шерстных пород, а также – ряд других проектов, направленных на устойчивое развитие экономики Карачаево-Черкесии, увеличение занятости населения республики и повышение уровня его благосостояния.

В 2016 году 3 инвестиционных проекта на общую сумму более 7,5 млрд. рублей были представлены для участия в ежегодном общественном конкурсе «Регионы – устойчивое развитие», проводимом с участием ПАО Сбербанк России, 2 проекта на сумму около 600,0 млн. рублей выиграли конкурс. Это такие проекты, как ООО «Наль» и ООО «Стройдом».

Кроме того, в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций на территории республики 24 августа 2017 г. был проведен Первый инвестиционный форума КЧР (далее — Форум).

В рамках мероприятия было озвучено обращение Главы Карачаево-Черкесской Республики с Инвестиционным посланием.

Основные темы Форума — определение инвестиционно-привлекательных условий в различных сферах экономики, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и реализация новых инвестиционных проектов с использованием различных инструментов поддержки.

В республике успешно функционируют институты развития инвестиционной деятельности. АО «Корпорация развития КЧР» стала значимым инструментом сотрудничества с инвесторами, которая обеспечивает режим работы «одного окна» и подготовку инвестиционных площадок для реализации частных проектов, консультационную поддержку инвесторов, сопровождение проектов, предоставление субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой документов и реализацией инвестиционных проектов. Кроме того, Инвестиционный портал КЧР позволяет в удалённом доступе получить необходимую информацию о регионе, подать документы и заключить договор на участие в свободной экономической зоне, может использоваться для поиска инвестиционных площадок и рассмотрения инвестиционных предложений КЧР.

Большое внимание уделяется развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. На системной основе реализуется государственная политика, направленная на дальнейшее развитие предпринимательства, создание и сохранение рабочих мест.

Основными приоритетными направлениями развития предпринимательства в республике являются сельское хозяйство, туризм, промышленное и обрабатывающее производство.

Для создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства Правительством Карачаево-Черкесской Республики принимаются программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Республика ежегодно участвует в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства, проводимом Минэкономразвития России.

Начиная с 2011 года были реализованы следующие мероприятия республиканских целевых программ:

  • субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов;
  • поддержка программ лизинга оборудования;
  • поддержка действующих инновационных компаний;
  • создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На реализацию данных мероприятий было направлено 240,8 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 197 млн. рублей, средства республиканского бюджета – 43,8 млн. рублей. Прямая финансовая поддержка предоставлена 189 субъектам малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики.

С целью содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике созданы организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» (далее – Гарантийный фонд);

Автономное учреждение Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» (далее — Микрокредитная компания).

В 2017 году в рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2017-2020 годы» государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2020 годы» (далее – Подпрограмма) создано автономное учреждение Карачаево-Черкесской Республики «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» (далее — Центр).

Центром будет воплощена концепция целостности и доступности инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике посредством реализации принципов «единого окна» и «единого информационного поля».

Созданный Центр позволит увеличить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику республики, обеспечит повышение занятости населения, снижение социальной напряженности.

Также в рамках Подпрограммы в 1 полугодии 2017 года увеличена капитализация Микрокредитной компании на 19,5 млн. рублей.

За период 2014-2016 гг. в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Минэкономразвития КЧР выдано 18 государственных жилищных сертификатов, размер выданных социальных выплат составил 32916,8 тыс. рублей.

Обобщающим показателем развития региона является валовой региональный продукт (ВРП). Если в 2013 году в структуре ВРП преобладающим было промышленное производство, доля которого составляла более 25%, то уже в 2014-2015 годах в структуре ВРП доминировало сельское хозяйство, исторически являющееся основой экономики региона с долей — 25,0%. Доля промышленности около 19%, торговли и услуг — около 9,0% и строительства — 8,0 %.

Объем ВРП в 2015 году составил 67,4 млрд. рублей, с индексом физического объема 95,1% к 2014 году. Доля ВРП Карачаево-Черкесской Республики среди республик СКФО составила 4,0%. Соотношение объема инвестиций и ВРП по итогам 2015 года составило 29,2%.

Среди субъектов Российской Федерации в 2015 году по показателю ВРП Карачаево-Черкесская Республика находится на 78 месте, среди субъектов СКФО — на 6 месте.

В 2014 году в связи с проявлениями экономического кризиса, а также введёнными против Российской Федерации санкциями индекс производства продукции сельского хозяйства снизился на 4,5 процентных пункта. Начиная с 2015 года стали заметны позитивные тенденции в сельскохозяйственном производстве за счет принимаемых Правительством Карачаево-Черкесской Республики мер по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. В результате по итогам 2015 года объем продукции сельского хозяйства составил 30,5 млрд. рублей с индексом производства 101,7% к 2014году.

Положительная динамика сохранилась и в 2016 году, объем производства продукции сельского хозяйства за 2016 год составил порядка 32,3 млрд. руб. с индексом производства 100,9% к уровню 2015 года.

На развитие промышленного комплекса республики экономическая ситуация последнего периода также оказала негативное влияние.

Снижение темпов роста промышленного производства в 2013 -2014 годах до 89,8% — 79,2%, соответственно, было обусловлено снижением спроса на производимую продукцию.

Проводимые антикризисные меры и реализация программы импортозамещения способствовали стабилизации экономической ситуации в республике. В результате, по итогам 2015 года, индекс промышленного производства составил 102,0%.

В 2016 году в результате сокращения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды где индексы производства составили 99,0% и 88,8% соответственно, производство промышленной продукции снизилось на 3,5% к уровню 2015 года.

Но уже в январе-апреле 2017 года наметилась положительная динамика развития, рост составил 113,0% к соответствующему периоду прошлого года за счет увеличения выпуска продукции в обрабатывающих отраслях на 16,2%, в добыче полезных ископаемых на 4,0%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха на 10,0% и в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений на 1,5% к уровню января-апреля 2016 года соответственно, что даёт основание говорить о наметившейся тенденции оздоровления ситуации в целом.

Достаточно динамично развивается в республике строительная отрасль, в которой на протяжении ряда лет обеспечивалась положительная динамика. В 2015-2016 гг. на показателях деятельности отрасли отразились кризисные проявления, в результате чего произошло снижение объемов работ. Вместе с тем, уже за январь-апрель 2017 года наметился рост объема выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 1,7 раза за счет освоения денежных средств по объектам, строящимся на территории республики: строительство онкологического диспансера, строительство республиканской многопрофильной детской больницы и поликлиники в г.Черкесске.

Повышение качества жизни населения — основная цель реализации Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Карачаево-Черкесия в рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни заняла 79 место, улучшив свою позицию по сравнению с 2015 годом (83 место). Основными показателями качества жизни населения являются среднедушевые доходы населения и среднемесячная начисленная заработная плата, рост которых в 2016 году к уровню 2013 года составил 115,5%, и 120,2% соответственно.

Среднедушевые доходы населения республики за 2016 год составили 16937,0 рублей, на 4,4% выросла среднемесячная заработная плата к уровню 2015 года и составила 21465,0 рублей. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Так, за первый квартал 2017 года денежные доходы на душу населения возросли на 1,9 %, на 6,2% обеспечен рост среднемесячной заработной платы, прежде всего, за счет индексации заработной платы в бюджетной сфере в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина 2012 года.

На протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика показателей в сфере доходов и занятости населения. Но, наряду с этим, по среднедушевым доходам населения и среднемесячной заработной плате Карачаево-Черкесская Республика среди субъектов Российской Федерации в 2016 году находится на 82 месте, среди субъектов СКФО — на 6 месте.

В 2016 году численность зарегистрированных безработных сократилась к 2014 году на 4,2%. К концу апреля 2017 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 16,3 % и составила 3,7тыс. человек.

На протяжении ряда лет растет продолжительность жизни жителей республики, составившая в 2016 году 74,7 года. По этому показателю Карачаево-Черкесия вошла в группу регионов с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни, заняв 7 место среди субъектов Российской Федерации и 5 место среди субъектов СКФО.

Проводимые в социальной области преобразования оказали позитивное влияние на демографическую ситуацию. В республике обеспечивается естественный прирост за счет превышения числа родившихся над умершими. За 2016 год естественный прирост населения увеличился (+1182 человека), что позволило занять 26 место в рейтинге среди субъектов Российской Федерации (по СКФО — 7 место). Положительная тенденция этого показателя сохраняется и в текущем году.

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел - до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное - из республиканского.

Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры. Только за последние два года в республике построено и реконструировано 24 спортивных объекта.

Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.

По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты - это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2018 году при выходе на проектную мощь только первого поселка курорта "Романтик" будут созданы как минимум 12 000 новых рабочих мест.

На территории курорта сейчас функционируют два отеля, сервис-центр, четырехместная кресельная и гондольная канатные дороги пропускной способностью 1800 и 2400 пассажиров в час соответственно, детский горнолыжный городок. В летний сезон на "Архызе" работали палаточный лагерь на высоте более 1700 м, пейнтбольный клуб, веревочный парк, детский городок, прокат велосипедов и сигвеев, бассейны, кафе, экскурсионное бюро и ряд других объектов туристической инфраструктуры.

По мнению спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, посетившей "Архыз" в июле этого года, он ни в чем не уступает европейским аналогам.

В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава КЧР выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро".

Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе КЧР. Сегодня предприятие производит 40 000 т овощей, которые занимают 30 % овощного рынка Москвы, и составляют где-то 10-12 % от общего производства в России. Модернизация комбината позволит увеличить урожайность овощной продукции в 2,5 раза. Она начнется в 2015 году и будет проводиться без остановки цикла производства. На первом этапе планируется обновить два блока теплиц. В этот проект "Банк Москвы" намерен инвестировать более 2,5 млрд рублей.

Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства фабрики по переработке шерсти полного цикла. Реализация этого проекта, аналогов которому пока нет в России, будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий не только республики, но и всего юга страны. Основная часть сырья сейчас закупается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Есть уже практика приобретения шерсти в Челябинской области и в Приволжском федеральном округе.

На первой очереди фабрики, запуск которой состоялся в 2012 году, сейчас работают более 170 человек. Ввод второй очереди предприятия, намеченный на конец этого года, замкнет производственную цепочку - от сортировки шерсти до прядения. Здесь также предусмотрено производство трикотажных изделий. При выходе фабрики в 2015 году на полную производственную мощность - более двух тысяч тонн пряжи в год, в республике будет создано еще около 250 новых рабочих мест.

В этом году начата также реализация другого крупного проекта по строительству обувной фабрики производственной мощностью миллион пар обуви в год, который обеспечит региону более 500 новых рабочих мест. Объем инвестиций, в первую очередь предприятия составит 1,4 млрд рублей. Проект получил государственные гарантии правительства России в размере 686 млн рублей и госгарантию Карачаево-Черкесии на 98 млн рублей.

Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности. В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет. В 2015 году начнется реализация двух социальных проектов в сфере жилищного строительства стоимостью более 22 млрд рублей. В числе планируемых к реализации интересных инвестпроектов республики - строительство трех ветроэнергетических станций. Его реализация должна начаться в следующем году. Ожидается, что энергетическое предприятие выйдет в 2019 году.

Инвестиции для экономики можно сравнить с пищей для живого организма: чтобы он рос, питание должно быть калорийным, регулярным и достаточным для обеспечения его нормального развития. При недостатке пищи организм останавливается в росте, при её отсутствии - постепенно умирает. Тоже и с инвестициями для экономики - чтобы она динамично развивалась необходим постоянный приток денежных средств.

Его источниками могут быть и институциональные инвесторы (компании, профессиональной деятельностью которых является аккумулирование денежных средств и их выгодное для клиентов вложение), как отечественные, так и зарубежные, и сами граждане, решившие заняться бизнесом и использующие для этого личные накопления. Все так называемые «экономические чудеса» в мире имели в своей основе эффективную инвестиционную политику.

В апреле текущего года стало известно, что три инвестиционных проекта в Карачаево-Черкесии получат для своей реализации государственную поддержку в рамках подпрограммы Государственной программы развития СКФО до 2025 года.

Об этом и других вопросах развития экономики республики корреспондент «НИА Кавказ » беседует с Министром экономического развития КЧР Алием Накоховым.

Сначала министр обрисовал механизм финансирования этих проектов, которые будут реализованы по схеме частно-государственного партнёрства. Суть его заключается в следующем: государство в лице, в данном случае, Корпорации развития Карачаево-Черкесии, вносит свою долю в капитал создаваемых предприятий - 500 млн. рублей . Один процент, 13,8 млн. рублей, вносит правительство республики. Оставшиеся 59 процентов - это взнос частного инвестора, инициатора проекта. Полмиллиарда рублей под эти проекты уже получены от Федерального центра, доля республики заложена в республиканском бюджете, инвестор готов внести свою долю. «Осталась чисто техническая процедура докапитализации нашей корпорации развития и можно считать, что финансовая основа для реализации проектов создана », - сообщает мой собеседник.

Переходим к самим проектам. Начинаем с Агропромышленного парка, который будет в одном из новых жилых массивов Черкесска.

Чем, собственно он будет отличаться от обычного большого продовольственного рынка и почему именно здесь сельхозпроизводителям будет выгодно продавать свою продукцию?

Алий начал с констатации того факта, что сегодня у местного агрария два пути реализации выращенного им урожая. Первый - это подвести его до ближайшей автотрассы и весь световой день стоять у прилавка в ожидании покупателей. Второй - отдать его по оптовой цене в магазин. Причём эта цена едва покроет его издержки, а деньги от магазина он получит лишь после полной реализации товара, да и то, как правило, с задержкой. Агропромышленный парк предоставит производителю торговое место (750 павильонов), камеру хранения продукции, холодильник (или морозильник), возможности для предпродажной подготовки (мытья продуктов, сортировки, упаковки и т.д.), место для проживания (гостиница на 540 мест). Аналогичный парк создан и успешно работает в Казани. «Но мы решили пойти дальше. На дворе - 21 век, большую часть информации человек получает из Интернета и с его же помощью всё чаще приобретает товары - продолжает рассказ министр - И в нашем агропромышленном парке он сможет это сделать: купить нужные ему продукты, сделав заказ через всемирную сеть».

С покупателем более или менее ясно. А чем будет привлекателен агропромышленный парк для продавца? Не сочтёт ли он вышеперечисленные блага слишком затратными для себя?

Продажа на дорогах, согласился со мной Алий, обойдётся ему дешевле. Но будут велики и сроки реализации продукции. Продажа через магазины - удовольствие недешёвое. «Зайти в магазин - стоит денег, положить товар на полку - стоит денег. И чем лучше полка - тем дороже она ему обойдётся. В агропромышленном парке же он будет платить гораздо меньше», - считает министр.

На сколько меньше? Это, по словам министра, можно будет сказать только после введения объекта в эксплуатацию. Но то, что меньше, мой собеседник гарантирует. Впрочем, если предприниматель хочет идти в торговые сети, платить за это - это его риски, это его осознанное решение. «Одна из задач проекта - предоставить предпринимателю возможность выбора между различными вариантами реализации произведённой им продукции», - завершает собеседник свой рассказ о первом из инвестпроектов.

Домбай. Это слово хорошо известно тем, кто занимался горными лыжами ещё во времена Советского Союза. Сейчас в республики на подъёме Архыз - прокладываются трассы, строятся подъёмники и гостиницы. Это новый, суперсовременный горнолыжный курорт, ни в чём не уступающий европейским по оснащению и сервису. Здесь даже по горизонтальной местности отдыхающие имеют возможность перемещаться по движущейся дорожке - траволатору.

Почему в республике опять обратили свои взоры на Домбай?

«Появился инвестор, который захотел вложить свои деньги именно в Домбай. Мы просто решили его поддержать. Проект разбит на два года. В этом году мы, точнее, инвестор планирует построить гостиницу на 75 номеров, в следующем - канатную дорогу пропускной способностью 2400 человек в час. В декабре прошлого года к проекту были вопросы со стороны Минкавказа России. Мы все замечания учли, проработали вопрос с «Курортами Северного Кавказа », получили их поддержку».

Конкурируют ли между собой два этих республиканских курорта?

Министр считает, что нет: «Домбай - это Домбай, жемчужина Северного Кавказа, курорт с историей. Домбай - это несколько иное, чем в Архызе, направление горнолыжного туризма. Другие склоны, другие высоты, другая атмосфера, другая аура. Это курорт для разных возрастных категорий отдыхающих, с разным уровнем горнолыжной подготовки. Здесь большее разнообразие трасс, больше «чёрных» трасс для любителей экстрима. У Домбая за долгие годы его существования сформировалась большая группа поклонников, фанатов. Впрочем, есть туристы, которые любят осваивать новые местности, новые горы. Наличие двух курортов позволит нам принимать и тех, и других».

Третий проект - фруктовые сады интенсивного типа. Как продвигается он?

«К концу апреля на первых 40 га из выделенных под проект земель будут расставлены шпалеры, в мае - высажены саженцы, к концу июня будет смонтирована противоградная сетка. Осенью саженцы появятся ещё на 120 га. Они уже закуплены в Италии, сейчас хранятся в холодильнике . Решены вопросы с водоснабжением и охраной плантации. После выхода на проектную мощность сады будут давать урожай яблок 8,2 тысячи тонн в год, черешни - 195 тонн, сливы - 566 тонн».

Каков ожидаемый экономический эффект от трёх проектов: рост занятости, товарооборота, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды?

Если говорить об экономике проектов, то цифры следующие: общий объем инвестиций по проектам составит почти 2,8 млрд. рублей, сумма налоговых выплат во все уровни бюджетов за первые 5 лет составит более 2,1 млрд. рублей , во внебюджетные фонды - более 120,0 млн. рублей. Планируется создать 232 новых рабочих места, из которых 173 - высокопроизводительные.

Кто он, инвестор, вкладывающего сегодня деньги в экономику республики? Свой, республиканский, российский, иностранный?

«Присутствуют всех из названных Вами. Например, иностранные компании. В Сочи мы заключили соглашение с «Bom Group », голландской компанией, специализирующейся на реализации тепличных проектов «под ключ». Они заходят в республику уже в этом году и будут выступать соинвесторами крупного проекта по выращиванию в закрытом грунте помидоров и огурцов».

А Вы не боитесь затоваривания северокавказского рынка овощной продукции? В апреле в Азербайджане подписаны соглашения о строительстве тепличных комплексов в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

«На сегодняшний день у нас очень большой дефицит овощей. Даже если в каждом субъекте СКФО будут построены по три тепличных комплекса, мы друг другу конкуренции создавать не будем. Продукция нашего тепличного комплекса будет ориентирована на внутренний республиканский рынок ».

Вернёмся к инвестору. А в республике есть таковой?

В качестве примера Алий приводит фирму «Селена ». «Они хотят запустить линию по производству спанбонда (spunbond — технология производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Часто термином «спанбонд» обозначают также материал, произведенный по технологии «спанбонд» - прим. редакции). Это материал, из которого изготавливают экипировку хирурга: халат, шапочка, бахилы. На сегодня 80 процентов потребности в нём в России покрывается за счёт импорта. Это очень, если так можно сказать, «крутой» проект. Здесь и импортозамещение, и вклад в развитие медицины. Плюс «Селена » хочет выпускать не отдельно халаты, шапочки, маски, перчатки и т.п., а весь костюм того же хирурга в комплекте, в кейсе. Плюс фирма производит востребованную бытовую продукцию: одеяла, подушки. У них был договор о поставках с «IKEA », с «Перекрёстком ». Их проект мы будет предлагать для оказания господдержки в следующем году».

Говоря о местном инвесторе, развитии местного бизнеса мы подошли к теме создания и функционирования республиканского Центра поддержки предпринимательства.

«В прошлом году мы направили в Москву заявку на создание Центра, наше предложение получило поддержку и на его реализацию были выделены средства. Что такое Центр поддержки предпринимательства? Сегодня предпринимателю просто для того, чтобы получить необходимую ему информацию, нужно обойти множество министерств и ведомств. В Центре он сможет получить консультацию практически по любому интересующему его вопросу: открытие/закрытие юридического лица, оптимизация налоговой нагрузки и другие. Под крышу Центра, в одном месте мы хотим собрать все институты поддержки и развития малого и среднего бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, МФЦ для бизнеса. Фонд микрофинансирования существует с 2010 года, его капитализация составляет 70 млн рублей , с помощью этих средств мы можем финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Гарантийный фонд - та же финансовая поддержка для предпринимателей, только в форме гарантий. В Центре кроме консультаций будут проводится бизнес-тренинги, лекции для предпринимателей».

В завершении беседы Алий Накохов поделился своими амбициозными планами: «Я возлагаю на Центр большие надежды. При помощи него я хочу начать взращивать в республике новый формат предпринимателя, грамотного предпринимателя, который не будет смотреть на государство исключительно как на дойную корову и ждать от него денег для своего бизнеса. Государство должно лишь создавать комфортные условия для ведения бизнеса, все остальные задачи бизнесмен нового типа должен решать сам. Задача, поставленная перед нашим министерством Главой республики Рашидом Темрезовым - всячески помогать бизнесу в решении этих задач ».

03.09.2019 г. Состоялось заседание комиссии Министерства финансов по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
04.09.2019 Министерство финансов Просим Вас принять участие в опросе по финансовой грамотности. Это не отнимет много времени, а Ваши ответы будут использоваться в агрегированном виде.
04.09.2019 Министерство финансов Сельхозпредприятия Карачаево-Черкесии завершили уборку зерновых культур. Объем собранного урожая по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Ежегодный международный инвестиционный форум АгроЮг (18 сентября, Ставрополь) - это профессиональная площадка для развития АПК в СКФО и ЮФО, которая соберет свыше 300 руководителей агрохолдингов, фермерских хозяйств,
29.08.2019 Оборот розничной и оптовой торговли в первое полугодие текущего года снизились.
29.08.2019 Черкесск-портал Налоговое рабство в России Скажи, родное государство, как выжить нам в родной стране?
29.08.2019 КПРФ

Cовещание по вопросe оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района/

В Адыге-Хабльском муниципальном районе прошло выездное совещание по вопросам оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района, приобретения техники по лизингу,
19.08.2019 Министерство сельского хозяйства КЧР

Карачаево-Черкесская Республика – один из самых южных субъектов Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивает выход России к государствам Закавказья. Располагается в предгорьях Северо-Западного Кавказа. На западе территория Карачаево-Черкесской Республики граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке – со Ставропольским краем, на востоке – с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту с Грузинской Республикой и Республикой Абхазия. Площадь территории Карачаево-Черкесская Республики – 14,3 тыс. км2. Население – 469,8 тыс. человек (на 01.01.2014). Столица Карачаево-Черкесской Республики – город Черкесск, основан в 1825 году, численность населения 124,95 тыс. человек.

Экономика региона

Ведущее место в экономике Карачаево-Черкесской Республики принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников. В 2013 году ВРП республики составил 62,7 млрд.рублей, что составляет 4,6 % от ВРП Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

В структуре производства ВРП доминирует промышленность - более 24 %. Второе место в структуре производства ВРП занимает сельское хозяйство, доля которого составляет более 18 %.

Среди субъектов СКФО по итогам 2014 года Карачаево-Черкесская Республика заняла ведущие места по темпу роста ввода жилья (151,5 %) - 2 место и по темпу роста среднедушевых денежных доходов (110,9 %) - 4 место.

П о продолжительности жизни Карачаево-Черкесская Республика в 2014 году вошла в группу регионов с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни до 74,5 лет (в 2013 году это возраст не превышал 73,9 лет).

ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

133 200 рублей на душу населения

35,4 % ВРП на душу населения от среднероссийского уровня

93,7 % ВРП на душу населения от среднего уровня по СКФО

Оценка регулирующего воздействия в регионе

В Карачаево-Черкесской Республике процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов (ОРВ) внедрена в 2014 году. При проведении ОРВ выбрана децентрализованная модель.

При Министерстве экономического развития Карачаево-Черкесской Республики образован Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия, состоящий из числа государственных гражданских служащих министерства, представителей органов исполнительной власти республики, деловой общественности, научно-исследовательских, общественных и иных организаций.

Заключено Соглашение между Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества, при проведении оценки регулирующего воздействия.

Нормативно закреплена процедура проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося административным центром Карачаево-Черкесской Республики.

Загрузка...