krd-lada.ru

"Тренировочные тесты" (9 класс). Сочинения ОГЭ по текстам пособия И

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в I качестве тезиса слова писателя Ф.М. Достоев­ского: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, j оболочка мысли». I

Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстри- I рующему лексические и грамматические явле­ния (всего 2 примера). I Приводя примеры, указывайте номера нужных I предложений или применяйте цитирование. . Вы можете писать работу в научном или публи- | цистическом стиле, раскрывая тему на лин- ]

61 гвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Ф.М. Достоевского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ8

Часть1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе. Сначала напишите номер задания, а за­тем - текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изло­жение*.

Учтите, что вы должны передать главное со­держание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Из всех обстоятельств, формирующих чело­века, важнейшее - собственное сознательное отно­шение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего - к собственным действи­ям. (2)Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания оп­ределил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия.

(3)В Древней Греции было немало замечатель­ных ораторов. (4)Но лучше всех запомнили Демосфе­на. (5)Он рано потерял отца, опекуны жестоко обма­нули его, присвоив отцовское наследство. (б)Демосфен решил добиться справедливости. (7)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу, но состояние его отца было к тому вре­мени уже растрачено. (8)Тогда Демосфен надумал стать оратором политическим и потерпел жестокую

* Тексты для сжатых изложений см. на с. 84.

неудачу. (9)В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, вырази­тельные жесты и мимика. (10)А Демосфен говорил тихо, картавил, был неуклюж, нервно подёргивал плечом. (11)Но он превозмог эти недостатки. (12)Предания рассказывают, как он развил силу го­лоса, заставляя себя говорить громко и звучно на бе­регу моря, стараясь заглушить прибой, и как брал в рот камешки, чтобы научиться чисто произносить звук «р». (13)Он упражнялся в жестах и мимике пе­ред высоким зеркалом. (14)Подвешивал над плечом меч, чтобы уколы отучили его от нервного подёргива­ния. (15)И наконец покорил слушателей содержани­ем и неслыханной красотой своих речей. (16)Первую политическую речь Демосфен произнёс, ратуя за со­хранение независимости Афин против попыток маке­донского царя Филиппа II подчинить Афины своей власти. (17)Потом он ещё не раз произносил речи про­тив царя Филиппа II - «филиппики», они сохрани­лись в истории как образцы непревзойдённого крас­норечия, благородного по содержанию и прекрасного по форме, и на долгие века стали примером для ора­торов. (18)Само имя Демосфен обрело значение нари­цательное. (19)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел пре­пятствия, казалось бы, непреодолимые, и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего вре­мени.

(20)Обратимся к примерам из отечественной ис­тории. (21)В 1738 году в селе Дворянинове Тульской губернии в небогатой и незнатной дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. (22)По обычаю того времени он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк. (23)После смерти родителей никто не зани­мался его воспитанием. (24)И быть бы ему дворян­ским недорослем, если б он сам упорно не стремился к образованию. (25)В отцовском доме сохранилась хо­рошая библиотека. (26)Своими наставниками юный Болотов сделал книги. (27)Он изучал историю, гео­графию, математику, фортификацию. (28)Когда Бо­лотову было семнадцать лет, его потребовали в полк.

(29)Он участвовал в Семилетней войне. (ЗО)Вот тут-то ему и пригодился немецкий язык, выученный в дет­стве. (31)Болотов стал военным переводчиком. (32)Походная жизнь и служебные обязанности остав­ляли немного времени для самообразования, но он использовал его без остатка. (ЗЗ)Читал, переводил.

(34)Вся долгая жизнь Болотова (он прожил до девяноста пяти лет!) - непрерывный труд самовос­питания. (Зб)Сколько раз мог бы он свернуть с одна­жды избранного пути, сослаться на неблагоприят­ные обстоятельства, судьбу или среду! (36)Но всю свою жизнь Болотов был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели - просвещаться и просве­щать. (37)Его мемуары, «Жизнь и приключения Ан­дрея Болотова, описанные им самим для своих по­томков», - ценный памятник русской культуры и быта XVIII века.

(По С. Львову)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержа­ния прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 да­ны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится ин­формация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик считает, что жизнь Демосфена - пример самовоспитания?»

1) (2)Современники и потомки издавна помни­ли и чтили тех, кто упорным трудом само­воспитания определил свою судьбу, преодо­лев неблагоприятные условия.

2) (5)Он рано потерял отца, опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследст­во. (б)Демосфен решил добиться справедли­вости.

3) (9)В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика.

4) (12)Предания рассказывают, как он развил силу голоса: заставлял себя говорить громко

А2 Ш §ЗН

A3 [Т1 |2||3| |4

и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, брал в рот камешки, чтобы нау­читься чисто произносить звук «р». (13)Он упражнялся в жестах и мимике перед высо­ким зеркалом. (14)Подвешивал над плечом меч, чтобы уколы отучили его от нервного подёргивания.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «недоросль» в предложении 24.

1) дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу

2) недоучившийся, глуповатый молодой человек

3) малолеток, подросток

4) сирота, оставшийся на попечении государства

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика.

2) Предания рассказывают, как он развил силу голоса: заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, брал в рот камешки, чтобы нау­читься чисто произносить звук «р».

3) История жизни Демосфена, упорство, с ко­торым он победил обстоятельства, преодолел препятствия, казалось бы, неодолимые, и сумел стать тем, кем стремился, поучитель­на и для нашего времени.

4) По обычаю того времени, он маленьким ре­бёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк.

А4 ища

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЕМНАДЦАТЬ 8 звуков.

2) В слове ВСЯ первый звук - [ф].

3) В слове СКОЛЬКО мягкость согласного [л"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове ОПИСАННЫЕ букв больше, чем звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) растрачено

2) недорослем

4) выразительные

В каком слове правописание приставки опреде­ляется её значением, сходным со значением приставки пере-?

1) поучительна

2) приговора

3) непрерывный

4) пригодился

А7. В каком слове правописание суффикса являет­ся исключением из правила?

1) современники

2) безукоризненная

3) растрачено

4) неслыханной

ТНзН Аб

Т НзИ А7

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного тек­ста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените книжное слово «ратуя» в предложе­нии 16 стилистически нейтральным синони­мом. Напишите это слово.

Замените словосочетание «отечественной исто­рии» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получив­шееся словосочетание.

ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 3.

В4. Среди предложений 28-38 найдите предложе­ние с обособленным распространённым прило­жением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

История жизни Демосфена, (1) упорст­во^ 2) с которым он победил обстоятельст­ва^ 3) преодолел препятствия^ 4) казалось бы,(5) непреодолимые, (6 ) и сумел стать тем,(7) кем стремился,(8) поучительна и для нашего времени.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) за-пятую(-ые) между частями сложного предло­жения, связанными подчинительной связью.

Когда Болотову было семнадцать лет,(1) его потребовали в полк. Он участвовал в Семилетней войне. Бот тут-то ему и приго­дился немецкий язык,(2) выученный в детст­ве. Болотов стал военным переводчиком. По­ходная жизнь и служебные обязанности оставляли немного времени для самообразова­ния^ 3) но он использовал его без остатка.

88. Среди предложений 7-12 найдите сложнопод­чинённое предложение с однородным и после­довательным подчинением придаточных. На­пишите номер этого предложения.

89. Среди предложений 9-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между час­тями. Напишите номер этого предложения.

Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.

(1) В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всех запомнили Демосфена.
(2) Он родился в 384 г. до н. э. (З)Его отец имел оружейную мастерскую и был богатым человеком. (4)Демосфён рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (5)Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
(6) Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное - умение хорошо и убедительно говорить.
(7) Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
(И)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
(13) Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. (17)«Всё это так, - отвечал актёр, - но я попробую помочь твоему горю.
(18) Прочти мне какие-нибудь стихи». (19)Демосфён прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало.
(21) Демосфён решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки.
(24) Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.
(25)Четыре года молодой человек прилежно учился. (26)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
(27)Само имя «Демосфен» обрело нарицательное значение. (28)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.
(По книге М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского
«Жизнеописания знаменитых греков и римлян»)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мешало Демосфену стать хорошим оратором?»
1) Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство.
2) Демосфен не знал афинских законов.
3) Народ не понимал глубокого содержания его речей.
4) Демосфен не владел красноречием, техникой речи и не умел держаться перед публикой.
Ответ:
3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
Ответ:
4
Из предложений 13-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».
Ответ:
5
Из предложений 5-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного».
Ответ:
6
Замените книжное слово «рукоплескать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:

7
Замените словосочетание «отцовское наследство», построенное на основе согласова- * ния, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
8
Выпишите грамматическую основу предложения 18. Ответ:
9
Среди предложений 13-15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: .
10
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
История жизни Демосфена/1* упорство/2* с которым он победил обстоятельства/3* преодолел/4* казалось бы/5* неодолимые препятствия и сумел стать тем/6* кем стремился/7* поучительна и для нашего времени.
Ответ:
11
Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой. Ответ:
12
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Эта неудача была совершенно естественна/1* так как Демосфен имел очень слабый голос/2* говорил невнятно/3* слегка заикался/4* картавил/5* да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
Ответ:
13
Среди предложений 6-12 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
14
Среди предложений 16-23 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:

15.1
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: «Местоименные слова - слова вторичные, слова- заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему «имя “Демосфен” обрело нарицательное значение».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинения к варианту 14

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: "Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без которых существование местоимений "обесценено"" . Аргументируйте свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Размышляя над темой сочинения, вспомним еще одно высказывание А.А. Реформатского о местоимениях. (Оно включено в Открытый банк заданий). "Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как "запасные игроки",...выходят в поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова".

В исходном высказывании выделим ключевые слова и поясним их: местоимения , слова вторичные, заместители, знаменательные слова (без них существование местоимений "обесценено").

Почему местоимения названы заместителями ? Потому что они заменяют в речи существительные, прилагательные и числительные. Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них. Когда необходимо избежать повтора одних и тех же слов, на их место, как "запасные игроки", выходят местоимения. А.А. Реформатский называет их вторичными , потому что без слов, вместо которых они употребляются, без контекста, их значение не может быть понято, без знаменательных слов это значение обесценено.

Пишем сочинение вместе!

Известный лингвист А.А. Реформатский писал: "Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без которых существование местоимений "обесценено"". Местоимения не называют предметы,... и..., а лишь... на них, замещая знаменательные части речи - имена. Местоименные слова вторичны, потому что... (Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, еще раз прочитав внимательно то, что написано выше ). Думаю, именно так следует понимать высказывание лингвиста.

(Теперь нужно написать предложение, которое станет мостиком от вступления к основной части )

Особенности местоимений можно проиллюстрировать примерами из предложенного текста. (Хороший получился мостик, надежный, для любого сочинения пригодится. Лучше, конечно, писать "из текста такого-то автора", но здесь авторов много, поэтому мы написали "из предложенного текста" ).

Так, в предложении "Он родился в 384 г. до нашей эры" (какое? определите разряд ) местоимение "он" замещает имя собственное (назовите его ) , которое употреблено в предыдущем предложении. Хоть это слово и вторично, но оно выполняет важную роль: помогает избежать (чего? ) и связывает (что? ) друг с другом.

(Теперь нужно привести 2-й пример. Это должно быть местоимение в какой-то другой роли. Повторяться нельзя!)

В тексте встречаются и притяжательные местоимения, заменяющие прилагательные и указывающие на принадлежность кому-нибудь. Например, "его друг", то есть друг Демосфена (предложение 14), или (сами найдите пример притяжательного местоимения в указанном предложении )... (предложение 23)

Итак, приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что местоимения действительно (Сделайте вывод самостоятельно. Употребите выразительное сравнение Реформатского "как запасные игроки")

Обратите внимание на слова, выделенные зеленым цветом . Они помогают органично ввести примеры в ваше рассуждение.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему "имя "Демосфен" обрело нарицательное значение" . Приведите 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Прежде чем приступить к сочинению, несколько важных пояснений.

Переход имен собственных в нарицательные - довольно распространенное явление в языке. Устойчивость ассоциаций, связанных с каким-нибудь реальным лицом или литературным героем позволяет использовать его имя для обозначения людей, обладающих сходными чертами, которые стали восприниматься как типические.

Имена собственные, становясь нарицательными, могут с необыкновенной точностью раскрывать характер человека. Например, глуповатого юношу- недоучку мы называем митрофанушкой (по имени персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), угодливого, лицемерного человека, боящегося выразить своё мнение, беспринципного карьериста - молчалиным (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лгуна и хвастуна - мюнхгаузеном (Р. Э. Распе «Рассказы барона Мюнхгаузена…»). О выдающихся людях можно сказать:

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать… (Сайт Светозар)

Имя Демосфен тоже в основном вызывает положительные ассоциации. В словаре Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной "Крылатые слова" написано: " Так по имени знаменитого греческого оратора (384 - 322 гг. до н. э.). борца за афинскую демократию, называют красноречивых ораторов..."

Пишем сочинение вместе!

Много замечательных ораторов было в Древней Греции, но только имя "Демосфен" обрело нарицательное значение. Я думаю, это произошло потому, что этот человек... (продолжите, используя предложение 28).

Загоревшись идеей стать оратором, он... (продолжайте, см. предложение 10 ).

Неудачи не сломили юношу... (продолжайте, см. предложения 21, 22,... 25; не перестарайтесь с цитатами! )

Именем Демосфена неслучайно называют сегодня красноречивых ораторов во всем мире. Этот человек заслужил славу в веках... (чем? или почему? Завершите предложение - вывод, не повторяя то, что сказали в 1 предложении )

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуж дение на тему: «Что такое самовоспитание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумент а, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. , смотрите на сайте "По уши в ОГЭ".

ВАРИАНТ 14 ГИА - 2013

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1) В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всех запомнили Демосфена.

(2) Он родился в 384 г. до н. э. (З)Его отец имел оружейную мастерскую и был богатым человеком. (4)Демосфён рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (5)Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.

(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить.

(7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

(11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно есте ственна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка "заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

(13)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфён начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.

(17)«Всё это так, – отвечал актёр, – но я попробую помочь твоему горю.

(18)Прочти мне какие-нибудь стихи». (19)Демосфён прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало.

(21)Демосфён решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (24)Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

(25)Четыре года молодой человек прилежно учился. (26)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

(27)Само имя «Демосфен» обрело нарицательное значение. (28)История жизни Де мосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.

(По книге М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г. А. Стратановского

«Жизнеопис ания знаменитых греков и римлян»)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного те кста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мешало Демосфену стать хорошим оратором?»

1) Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство.

2) Демосфен не знал афинских законов.

3) Народ не понимал глубокого содержания его речей.

4) Демосфен не владел красноречием, техникой речи и не умел держаться перед публикой.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «провалилось» (предложение 11).

1) неожиданно исчезнуть 3) потерпеть полную неудачу

2) упасть в какое-то отверстие 4)обрушиться от тяжести

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (5)Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.

2) (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

3) (16)Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.

4) (26)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный звук [т] не произносится.

2) В слове ПОВТОРИЛ происходит оглушение согласного звука [в] перед глухим.

3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [л"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове УПРАЖНЕНИЯМИ количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) потерял 2) загорелся 3) воспитателя 4) значение

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) присвоив 2) прикрыв 3) приучил 4) приговор

А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?

1) похищенные 2) усиленно 3) удвоенным 4) естественна

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на зад ания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените книжное слово «рукоплескать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _________________________________________

В2 Замените словосочетание «отцовское наследство» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ______________________________________________

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Ответ :______________________________________________

В4 Среди предложений 13-15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ :____________________________________

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

История жизни Демосфена , 1 упорство, 2 с которым он победил обстоятельства, 3 преодолел, 4 казалось бы, 5 неодолимые препятствия и сумел стать тем, 6 кем стремился, 7 поучительна и для нашего времени.

Ответ:

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.

Ответ :__________________________________________________

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Эта неудача была совершенно естественна , 1 так как Демосфен имел очень слабый голос, 2 говорил невнятно, 3 слегка заикался, 4 картавил, 5 да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

Ответ: __________________________________________________

В8 Среди предложений 6 - 12 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

О твет: ______________________________________

В9 Среди предложений 16 - 23 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________________________

Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформат ского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л.Львову) 140 слов

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 14 ГИА - 2013

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и опра вдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является сам овоспитание.

Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни ко нкретные цели и добиваться их.

Проверка и оценивание заданий А и В

задания

ответы

А1

4

А2

3

A3

2

А4

4

А5

2

А6

2

А7

4

В1

аплодировать <или> хлопать в ладоши

В2

наследство отца

ВЗ

прочти

В4

14

В5

4, 5 <или> 5, 4

В6

3

В7

5

В8

9

В9

20


Смысл фразы выделенного фрагмента текста заключается в том, что, благодаря своему упорству и стремлению к саморазвитию, Демосфен смог добиться всеобщего признания. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Во-первых, Демосфен не имел качеств необходимых оратору. Но, несмотря на это, он был одарен от природы настойчивостью и целеустремленностью, что помогло молодому человеку не опустить руки после первых неудач. Это подтверждают предложения 10, 12.

Во-вторых, пообщавшись со знакомым актером, который указал юноше на его недочеты и недоработки, Демосфен осознал к чему необходимо стремиться.

Он начал усердно заниматься, преодолевая различные трудности, и со временем он сумел осуществить свою мечту. Это подтверждают предложения 20, 22, 26.

Таким образом, человек, наделенный силой воли и настойчивостью, способен преодолеть все трудности на пути собственного совершенствования и достижения поставленных целей и мечт.

Количество слов: 122.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Загрузка...